Методические материалы, статьи

Примерные схемы уроков русского языка и чтения. Часть 2.

Повторительно-обобщающий урок.

Цель: систематизировать полученные знания и умения по теме.

1. Оргмомент (цель: поставить цель на урок самостоятельно).

Организуется проблемная беседа по определению места понятия и его значения для системы языка, из которой вытекает постановка цели учениками на данный урок.

2. Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритм(цель: повторить определение понятия и алгоритм его выведения).

Проверяется домашнее задание при помощи различных приемов (самостоятельного разбор выборочно взятых слов или предложений, чтение собственных текстов, их анализ, групповая работа по «экспертизе», взаимопроверка правописания).

3. Выявление всех изученных понятий и правил по этой теме (цель: выяснить родо-видовые отношения понятий изучаемой темы).

Выявляются сходные по роду и виду понятия, связанные с изучаемой темой, повторяются их формулировки, соотносятся их определения с темой урока, выводится единый алгоритм действий для применения всех понятий темы.

4. Обобщение знаний о понятии/правиле (цель: определить его классификационные основания).

Составляются таблицы или другие схемы, группировка сходных понятий, определяется место изученного понятия в этой системе отношений (по таблице или на основе классификационной схемы).

5. Самостоятельная работа (цель: проверить сформированность знаний и умений по теме).

Дается индивидуальная письменная работа, которую учитель проверяет после урока, собрав тетради.

6. Итог урока (цель: формировать умение обобщать и оформлять определение).

Повторяются формулировки всех близких понятий по изученной теме, алгоритм действий с применением существенных признаков. Оценка выставляется как учителем, так и учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке.

7. Задание на дом (цель: тренировать письменный навык употребления изученного понятия).

Мини-сочинение с употреблением словоформ-носителей понятия (правила). Ученики формулируют учебную задачу: «Мы будем тренировать умение использовать ... (называют изучаемое понятие) в сочинении, которое придумаем сами».

Комбинированный урок.

Комбинированный урок предполагает изучение небольшой по объему и несложной по содержанию темы (например, «Корень слова»), поэтому его структура включает все компоненты трех названных типов урока: введение нового понятия/правила, его закрепление и повторительно-обобщающая работа.

Урок-диктант.

Цель: научить писать диктант для проверки усвоения орфографических и пунктуационных правил по конкретным темам.

Диктанты бывают обучающими и контрольными. Данный тип урока направлен на освоение детьми всех необходимых учебных действий при написании контрольных диктантов. Чтобы научить ребенка переводить звучащую речь в письменную, необходимо понимать, что эта деятельность состоит из целого ряда умений, которые формируются постепенно и отдельно друг от друга. К ним относятся следующие умения:

  • держать в памяти границы целого текста, отдельных предложений и небольших синтагм;
  • слышать «ловушки», т.е. ошибкоопасные места — орфограммы и пунктограммы;
  • опознавать и проверять эти ошибкоопасные места — орфограммы и пунктограммы (определять, нужно ли правило, или это словарное слово);
  • вспоминать графическое изображение нужных букв (строчных, прописных, оформление предложений и абзацев);
  • осуществлять самоконтроль за письмом.

Поэтому четкость действий учителя во время обучающего диктанта — залог успеха ученика. Готовясь дома к проведению данного типа урока, учитель должен поделить предложения на синтагмы, удобные для диктовки (количество слов, входящих в синтагму для одноразового прочтения, определяется возрастом и индивидуальными особенностями учеников конкретного класса). От урока к уроку синтагмы, а также насыщенность их ошибкоопасными местами следует увеличивать постепенно. Для только что изученных правил допускается использование «шпаргалок»: словарей, таблиц, справочных материалов, выполненных учениками самостоятельно.

Обучающий диктант может сопровождаться выполнением грамматических заданий по теме.

Типы урока определяются стадиями прохождения учениками конкретной темы. Соблюдение установленного порядка — урок изучения нового материала, урок закрепления и повторительно-обобщающий урок — обеспечивает эффективность учебного процесса, что доказано практикой почти сорокалетних наблюдений ученых за экспериментальными школьными площадками.

Е. Антонова



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005