Методические материалы, статьи

Приемы работы с познавательной книгой. Часть 1.

Определение темы и основной мысли текста.

В начальной школе принято давать следующие определения: тема — это то, о чем говорится в тексте, основная мысль — то, что именно сказано; то главное, ради чего рассматривалась тема; вывод, к которому автор приводит читателя. Формировать умения определять тему и основную мысль целесообразно одновременно в процессе сопоставления произведений на одну тему, но не совпадающих по основной мысли, и произведений, раскрывающих одну мысль на разном материале. Например, сказки В. Бианки «Чей нос лучше?» и «Хвосты» написаны на разные темы, но выражают общую основную мысль: все в природе целесообразно, внешний вид каждого животного обусловлен условиями его жизни. Рассказы Н. Надеждиной «Весеннее расписание» и В. Бианки «Великое переселение птиц на родину» раскрывают одну тему: возвращение перелетных птиц в родные края, — но основная мысль в каждом произведении своя, что подчеркнуто заголовком. В рассказе Н. Надеждиной главное — сообщить о строгой последовательности в «расписании» возвращения птиц. У В. Бианки эта мысль тоже есть, но основное — описание трудности пути, препятствий, которые должны преодолеть птицы даже ценой жизни. Поэтому писатель называет этот путь великим. Приведем вопросы для беседы.

  • Вы прочитали рассказ Н. Надеждиной. О чем в нем говорится? Тема рассказа — прилет птиц. О перелетных птицах писала только Н. Надеждина? Знаете ли вы другие рассказы на эту же тему? Чем похожи рассказы Н. Надеждиной и В. Бианки? А чем они различаются? Что вы узнали о возвращении птиц на родину из рассказа Н. Надеждиной? А что из рассказа В. Бианки? Основная мысль в каждом из рассказов своя, сформулируйте ее. Сравните свою формулировку с авторским названием. Название чаще всего отражает тему или основную мысль произведения. Подумайте, что отразили названия данных рассказов?

Выделение известной и новой информации.

Работа с познавательным текстом, направленная на выявление информации, проходит более эффективно, если сопровождается различными пометками в тексте. Чтению с карандашом тоже нужно учить. Сначала обсуждаем, зачем нужны карандашные пометки в тексте, что именно нужно выделить, как это лучше сделать (подчеркнуть, отметить галочкой или другим знаком на полях и т.д.). Можно сравнить текст с пометками и без них, сопоставить, по какому варианту текста легче запомнить и воспроизвести информацию.

Для отделения новой информации от уже известной целесообразно во вступительной беседе перед чтением произведения выяснить, что дети знают о предмете описания, и дать задание отмечать в тексте все новые для них сведения. Можно составить таблицу с соответствующими графами: что я об этом знаю; что нового я узнал. При чтении нескольких произведений на одну тему материал из второй графы постепенно перемещается в первую, и дети наглядно убеждаются, как растет их кругозор. Закончить урок можно новыми вопросами: о чем еще хотелось бы узнать, как и где искать ответы на возникшие вопросы?

Постановка познавательных вопросов к тексту.

Задать вопрос часто бывает сложнее, чем ответить на него, ведь чтобы сформулировать вопрос, надо выделить познавательный материал в тексте, понять смысл этой информации и найти точную формулировку вопроса. Еще сложнее сформулировать вопрос, выделив в нем природные, моральные, исторические закономерности, но именно это умение — умение видеть проблему и задаваться вопросами — двигатель прогресса.

М. Воюшина



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005