Методические материалы, статьи

Приемы работы с географическими картами. Часть 3.

Методика обучения чтению карты вначале состоит в том, что учитель пользуется правилом — не сообщать ученикам то, что они сами могут увидеть и вычитать по карте. Затем необходимо научить последовательности описания страны или объекта: географическое положение, рельеф, геологическое строение и т.д.

Весьма увлекательным для учащихся является прием-путешествие по карте. Более активный прием — развивающий самостоятельное мышление — составление таблиц с характеристиками изучаемого объекта на основе чтения карты, например, при изучении города.

Еще более эффективным приемом является работа по карте и плану, по которому следует читать карту и давать характеристику географических объектов. Учитель вырабатывает вместе с учащимися вопросы, на которые надо дать ответ по карте, например, для характеристики морей в VII классе:

  • Название и положение на карте.
  • Связь с океаном.
  • Наличие островов и полуостровов, заливов и т.д.
  • Реки, впадающие в море, характеристика береговой линии.
  • Ледовая обстановка, наличие течений и т.д.

Особые трудности представляет чтение специальных карт. В старших классах успешно применяется «наложение» карт. Здесь путем сопоставления данных двух или нескольких разных по содержанию карт дается заключение об особенностях изучаемой территории.

Самостоятельные практические работы учеников с картами — важнейшее средство обучения чтению карт.

Значительные трудности имеются при работе с тематическими картами. Способы картографического изображения многообразны.

Цвет или штриховка (способ качественного фона), показывающий качественные различия. Это геологические, почвенные, климатические и другие карты.

Карты ареалов (способ ареалов) распространения различных явлений, например граница распространения сплошного оледенения, какого-либо животного или растения.

Карты изолиний (способ изолиний) характеризуют какое-либо явление, например карты изотерм, изобат, горизонтали.

Карты линий движения — стрелками показывают направление движения каких-либо объектов — направления ветра, вод, течений, грузопотоков и т.д.

Значковые карты, на которых фигурами разного вида и размера изображается локализованное размещение объектов. Например, карты месторождений полезных ископаемых.

Картодиаграммы, на которых изображаются масштабными фигурами показатели размеров явлений. В отличие от значковой карты картодиаграмма не показывает отдельного объекта, а характеризует величину ряда объектов в пределах какого-либо региона. Например, картосхема размещений гидроэнергетических ресурсов по экономическим районам России в учебнике географии для IX класса.

Картограммы. Путем разной интенсивности штриховки или раскраски территории показываются различия в степени выраженности явления. Например, карты плотности населения и карты распределения осадков. Естественно, что вопросы могут быть на качественную оценку: больше, меньше.

На картах часто совмещаются различные способы отображения географических явлений. Цветовой фон и изолинии — на физических картах, значки и ареалы часто отражаются на экономико-географических картах в курсе IX класса.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005