Методические материалы, статьи

Приемы работы с географическими картами. Часть 2.

Настольные карты — альбом карт (вкладка) приложение к учебнику, карты атласа и текстовые карты учебника. Во время урока учащиеся работают одновременно со стенными и настольными картами, поэтому их соответствие по содержанию и условным обозначениям имеет большое методическое значение.

Карты, согласованные с соответствующим текстом учебника, в отличие от вкладных, представлены обычно тематическими — физическими и экономическими — картосхемами. Топографические карты крупного масштаба применяются в качестве пособия для ознакомления учащихся со способами изображения рельефа, растительности, рек, озер, населенных пунктов и других объектов. В качестве настольного картографического пособия применяется учебный географический атлас. По каждому классу имеются общие для всей страны учебные атласы, а также ряд местных учебных атласов. По своему содержанию карты атласов соответствуют содержанию учебников. Но в атласе дается дополнительный справочный материал.

В преподавании географии используются контурные карты, которые содержат контуры материков и островов, морей и океанов, озер, рек и государственные границы стран, но без названий. Масштаб их обычно соответствует вкладным картам учебника. Контурные карты используются для упражнений учащихся в классе и дома, а также в контрольных целях.

Особенности работы с картой на уроке. Начало работы — представление карты учащимся: название карты, ее назначение; название масштаба карты; условные обозначения. Определение географических координат и направления; проекция и ее особенности (для VII класса); определение размеров на карте некоторых объектов. (Например, длина Ладожского озера — 200 км; Каспийского моря — 1000 км; озера Байкал — 600 км.) Сколько километров расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы, Красноярска, Владивостока. Такого рода задания необходимы для пространственных представлений и ориентации.

Учитель должен показать, как правильно стоять у карты (лицом к свету, указку держать за конец). Как правильно показывать объект: города, реки, острова, полуострова, государства, дороги и т.д.

Обучение чтению карты. В работе с картой цель состоит в том, чтобы научить учеников понимать карту и читать ее.

Процесс обучения учащихся чтению карты очень продолжителен и начинается еще в начальных классах. В начальных классах развиваются пространственные представления. Проводится знакомство с планом местности, картами России и полушарий, с глобусом. Прививаются навыки черчения простейших планов предметов (книг, коробок и пр.), планов класса, школьного участка. Школьники учатся читать план местности. Эти работы проводятся в виде практических под руководством учителя. Особенности карты раскрываются в VI классе путем сопоставления ее с планом, что сделано на практических занятиях.

В VII классе вводятся новые карты: физические, политические и климатические, карты природных зон. Здесь уже указывались особенности изменения масштаба, в зависимости от проекции.

Дальнейшее понимание карты обеспечивается при изучении курса физической географии России. Учащиеся знакомятся с неизбежностью искажений на карте (расстояний, направлений, площадей).

По сложности можно выделить три вида (или ступени) чтения карты.

1. Элементарное чтение карты заключается в уяснении свойств объекта по его внешнему виду. Например, на карте — это Уральские горы, это Африка и др. Такое чтение характерно для учащихся начальных классов и подобно освоению азбуки.

2. Сложное чтение состоит в умении делать на основе карты суждение о свойствах предметов, которые выражены рисунком и умении воссоздать пространственное представление о размещении и взаимном расположении предметов на земной поверхности. Например, Уральские горы вытянуты с севера на юг по 60° в.д.

3. Творческое чтение — третья ступень (вторая стадия по А. В. Даринскому), когда учащиеся учатся истолковывать карту и вскрывать взаимосвязи, выявляя такие признаки, которые на карте непосредственно не показаны. Например, учащиеся на основе анализа физической карты и изображенных на ней песков, соленых озер и оросительных каналов, сделали вывод, что здесь жаркий и засушливый климат.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005