Методические материалы, статьи

Предмет и задачи методики обучения географии. Часть 2.

Наука развивается и предмет ее изменяется, традиционная задача описания и объяснения географических законов и закономерностей недостаточна на современном уровне. К одной из важных задач географии как науки относится изучение и прогнозирование влияния хозяйственной деятельности человека на природу, а также разработка рекомендаций по восстановлению природных ресурсов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Следовательно, две первые задачи методики географии — определить: зачем и чему учить в школьной географии?

Третья задача методики географии отвечает на вопрос «как обучать географии в школе?» и состоит в обосновании методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, в определении форм и методов внеклассной работы, в результате которых создается система знаний, умений и навыков, а также диалектико-материалистическое мировоззрение. Вопрос о формировании диалектико-материалистического мировоззрения на современном этапе особенно важен в связи с жестокой борьбой различных идеологий за судьбу нового общества. Поэтому школьная география была и остается чрезвычайно важным и первостепенным предметом в школе в решении этой важнейшей проблемы, проблемы нашего будущего.

Методика преподавания географии разрабатывает теорию обучения и проверяет свои рекомендации экспериментально. Еще в недавнем прошлом методика ограничивалась только рекомендацией отдельных приемов и методов обучения, но в настоящее время она развивает творческий подход к обучению, не ограничивается отдельными рекомендациями.

Таким образом, методика обучения географии решает следующие задачи: определяет цели обучения, содержание географического образования, методы и формы организации обучения, средства обучения, а также учебно-воспитательный процесс.

Связь методики с географическими дисциплинами, дидактикой и психологией. Методика обучения географии определяет основы географических наук в школьном курсе географии. Она тесно связана с дидактикой и теорией воспитания, используя общие принципы и правила обучения, в т.ч. и географии. По существу методику географии можно рассматривать как частную дидактику. Принципы дидактики разработаны советскими педагогами, и в их основе лежит диалектико-материалистическая теория познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

Для разработки методики обучения географии большое значение имеет учет психологических аспектов развития личности учащихся. Это, прежде всего, анализ закономерностей мышления, формирования умений и навыков, восприимчивость к обучению и т.д. В процессе обучения обязательно учитываются возрастные психофизиологические особенности учащихся.

Методика обучения географии включает общую и частные методики. Общая методика изучает весь процесс обучения географии в школе в целом, то, что является общим для всего курса. Сюда относятся вопросы содержания, организации и методы обучения, планирование учебной работы учителя географии и внеклассной работы. Частные методики изучают отдельные курсы географии: особенности содержания, организации и методики обучения курсов и основных тем. По существу, это конкретизация основных положений общей методики географии на материалах различных тем школьного курса.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005