Предмет и задачи методики обучения географии. Часть 2.
Наука развивается и предмет ее изменяется, традиционная задача описания и объяснения географических законов и закономерностей недостаточна на современном уровне. К одной из важных задач географии как науки относится изучение и прогнозирование влияния хозяйственной деятельности человека на природу, а также разработка рекомендаций по восстановлению природных ресурсов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Следовательно, две первые задачи методики географии — определить: зачем и чему учить в школьной географии?
Третья задача методики географии отвечает на вопрос «как обучать географии в школе?» и состоит в обосновании методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, в определении форм и методов внеклассной работы, в результате которых создается система знаний, умений и навыков, а также диалектико-материалистическое мировоззрение. Вопрос о формировании диалектико-материалистического мировоззрения на современном этапе особенно важен в связи с жестокой борьбой различных идеологий за судьбу нового общества. Поэтому школьная география была и остается чрезвычайно важным и первостепенным предметом в школе в решении этой важнейшей проблемы, проблемы нашего будущего.
Методика преподавания географии разрабатывает теорию обучения и проверяет свои рекомендации экспериментально. Еще в недавнем прошлом методика ограничивалась только рекомендацией отдельных приемов и методов обучения, но в настоящее время она развивает творческий подход к обучению, не ограничивается отдельными рекомендациями.
Таким образом, методика обучения географии решает следующие задачи: определяет цели обучения, содержание географического образования, методы и формы организации обучения, средства обучения, а также учебно-воспитательный процесс.
Связь методики с географическими дисциплинами, дидактикой и психологией. Методика обучения географии определяет основы географических наук в школьном курсе географии. Она тесно связана с дидактикой и теорией воспитания, используя общие принципы и правила обучения, в т.ч. и географии. По существу методику географии можно рассматривать как частную дидактику. Принципы дидактики разработаны советскими педагогами, и в их основе лежит диалектико-материалистическая теория познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
Для разработки методики обучения географии большое значение имеет учет психологических аспектов развития личности учащихся. Это, прежде всего, анализ закономерностей мышления, формирования умений и навыков, восприимчивость к обучению и т.д. В процессе обучения обязательно учитываются возрастные психофизиологические особенности учащихся.
Методика обучения географии включает общую и частные методики. Общая методика изучает весь процесс обучения географии в школе в целом, то, что является общим для всего курса. Сюда относятся вопросы содержания, организации и методы обучения, планирование учебной работы учителя географии и внеклассной работы. Частные методики изучают отдельные курсы географии: особенности содержания, организации и методики обучения курсов и основных тем. По существу, это конкретизация основных положений общей методики географии на материалах различных тем школьного курса.