Методические материалы, статьи

Практические работы на местности.

Практические работы на местности — важнейшая форма организации учебно-воспитательного процесса в деле экологического образования. Значительная часть этих работ может быть выполнена при проведении географических экскурсий, во время которых организуются наблюдения за характером воздействия человека на природу.

При подготовке к экскурсии по изучению озера или реки своей местности целесообразно поставить вопросы:

1. Для каких целей используется вода реки или озера?

2. Чем загрязняется вода в водоемах? Откуда поступают загрязняющие вещества?

3. Какие мероприятия необходимо выполнить для предотвращения загрязнения воды и сохранения ее качества в нормальном состоянии?

Во время подготовки экскурсии на водохранилище необходимо поставить перед учащимися вопросы:

  • какие положительные последствия произошли в хозяйстве и окружающей природе? (Получение электроэнергии, улучшение водоснабжения и другие);
  • какие отрицательные последствия имеет создание водохранилища для природы? (Подтопление земель в береговой зоне, заболачивание, обрушение берегов, заиление и др.).

При изучении форм рельефа обращается внимание на изменения, связанные с хозяйственной деятельностью человека (смыв почв, образование и рост оврагов). Особенно важно обращать внимание учащихся на способы борьбы с эрозией почв и оврагами. Для этой цели необходимо поставить вопросы:

  • как влияет распашка земли вдоль склона и поперек его на сохранение растительности?
  • как влияет характер растительности на эрозию почв и развитие овражной сети?

Во время экскурсии на промышленные предприятия обращается внимание на влияние производства на окружающую природную среду, рациональное использование природных ресурсов, ресурсосберегающие технологии и работу очистных сооружений.

Перед учащимися ставятся вопросы о том, как решаются задачи охраны воспроизводства природных ресурсов в частности при производстве черных и цветных металлов, производстве продукции химической промышленности, об использовании отходов производства, добыче и использовании полезных ископаемых и другие.

Последнее время для экологического образования и воспитания успешно используется экологическая тропа. Это специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут, на котором проводятся географические и геоэкологические наблюдения и природоохранительная деятельность детей. Экологические тропы создаются в различных природных комплексах в лесу, в лесопарке, в городском парке и природных зонах отдыха. Экскурсионный маршрут должен соответствовать определенным географическим и экологическим требованиям.

1. Доступность и безопасность маршрута.

2. Благоприятность в раскрытии местных физико-географических особенностей для установления взаимосвязанного развития природных комплексов.

3. Создание маршрута должно обеспечить сохранение природной среды.

Характер пейзажей по маршруту должен способствовать формированию эстетических и нравственных качеств личности.

4. Возможность использования маршрута для изучения и обоснования правил поведения человека в природе, закрепление умений и навыков их выполнения.

Особенно важно знать правила пожарной безопасности и научить правильно пользоваться огнем в лесу. Ознакомить с нормами сбора грибов, ягод, лекарственных трав и цветов и правилами рыболовства.

Большое значение имеет эколого-краеведческое изучение школьниками своего города и родного края. В конце учебного года в последние годы проводится неделя общественно-полезного труда в парках, на пришкольных участках и других местах. В ряде случаев эта неделя посвящается очистке территорий от мусора и уходу за культурными растениями (перекопка почвы, окучивание, прополка и др.). Во время недели общественно-полезного труда необходимо распределять очищаемую территорию на участки и закреплять их за отдельными классами и группами учащихся. Результаты работы целесообразно показать в виде ведомости.

Ареалы различных загрязняющих веществ необходимо нанести на схематическую экологическую карту или план. Целесообразно во время недели общественно-полезного труда выполнять практические работы на местности (описание и анализ природного комплекса, водоема и другие экологические вопросы).

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005