Моцарт и Сальери
Смерть Моцарта
Моцарт занемог 20 ноября 1791 года. Сначала распухли руки и ноги, затем все тело. Жар. Сыпь. Экссудация. Вонь. Умер в ночь с 4 на 5 декабря, через пятьдесят пять минут после полуночи.
Лечащие врачи: Томас Клоссет и Маттиас фон Саллаба. Диагноз просянка, впоследствии уточненный: ревматически-воспалительная лихорадка.
Мы рассмотрим двенадцать вариаций на тему смерти Моцарта. Большинство плод воображения романтиков. Из версий о смерти композитора от болезни я выбрал одну. Она мне показалась наиболее оригинальной.
За два дня до начала болезни Моцарт принял участие в церемонии освящения нового храма масонской ложи «Коронованная надежда». Он был членом этой ложи. Исполнялась его маленькая кантата «Laut verkuendet unsеre Freude Das Lob der Freundschaft», сочиненная им специально к этому случаю. Сам и дирижировал. По свидетельству вдовы композитора Констанце, венские масоны приняли кантату с энтузиазмом. Вернувшись после церемонии домой, Моцарт якобы произнес такие слова: «Я ничего подобного никогда еще не сочинял, думаю, это лучшее мое произведение». Масонская кантата стала его последней законченной композицией.
Вариация первая. Отравление. 12 декабря, через неделю после смерти Моцарта, в берлинском Музыкальном еженедельном листке появилась корреспонденция из Праги. В ней говорилось: «Так как его тело распухло после смерти, то думали даже, что он был отравлен».
Вариация вторая. Отравление: итальянская камарилья. Двадцать восемь лет спустя автор вышеупомянутой корреспонденции Георг Сиверс добавил, что, по слухам, Моцарт стал жертвой итальянцев. Видимо, Сиверс имел в виду итальянских композиторов, работавших в Вене при жизни Моцарта.
Вариация третья. Отравление: Сальери. В 1823 году, через тридцать два года после смерти композитора, гипотеза отравления Моцарта Сальери впервые фиксируется в документах. Еще семь лет, и в 1830 в России Пушкин пишет свою Маленькую трагедию «Моцарт и Сальери». Очень скоро большинство исследователей убедились, что слухи об отравлении Моцарта Сальери не имеют под собой основы. Но многим все же хотелось верить в то, что Моцарт был отравлен: стали искать иных виновников.
Вариация четвертая. Отравление: масоны. Штадлер. Эта версия появилась в четвертом номере серии рассказов о смерти Моцарта «Из мансарды», опубликованной в 1861 году. Опера Моцарта «Волшебная флейта» масонское произведение. В нем отражена борьба масонства с христианством. Однако Моцарт сам сомневался в масонских ценностях, и это в «Волшебной флейте» мелькает. У Моцарта возник план создания соперничающей с масонством организации под названием «Пещера». Об этом он по секрету рассказал своему собрату по ложе кларнетисту Штадлеру. Штадлер донес масонам и получил от них задание отравить Моцарта. С Антоном Штадлером Моцарт находился в довольно дружественных отношениях. Для него Моцарт сочинил свой последний концерт для кларнета и оркестра, ради чего даже отложил работу над Реквиемом. Концерт был исполнен Штадлером в Праге 16 октября 1791 года.
Вариация пятая. Отравление. жидомасоны. Повторение предыдущей вариации, но с новым элементом. Те же масоны, но за кулисами возникают еще и евреи. Версия появляется в 1910 году в книге «Больше света», ее автор Херман Альвардт.
Вариация шестая. Отравление: жидомасоны. Всемирный заговор. Снова Штадлер. Снова итальянцы. В 1926 году эту вариацию развивают немецкий генерал Эрих Людендорф и его вторая жена Матильда. Десять лет спустя, в 36-м, в книге «Жизнь Моцарта и его трагическая смерть» невропсихиатр Матильда Людендорф привносит новые детали: отравление Моцарта организовано иудео-христианами, а точнее, иудео-римлянами совместно с жидомасонами, иезуитами и якобинцами. Стремясь к мировому господству, они готовы на все, чтобы уничтожить любые проявления национальной гордости. Моцарт не горел желанием стать масоном к этому принудил его отец. Масон Хиеронимус Коллоредо, князь-архиепископ Зальцбурга и первый работодатель Моцарта, преследовал его за то, что Моцарт хотел быть немецким композитором, отказываясь сочинять итальянскую космополитическую музыку.
Эта вариация госпожи Людендорф включает также элементы из вариации четвертой: история со Штадлером, с созданием антимасонской организации «Пещера» и так далее. Образцом для одного из главных персонажей оперы «Волшебная флейта», Сарастро, Моцартом был избран Великий мастер главной венской масонской ложи «Истинное согласие», ученый и писатель Игнац Фон Борн.
Вариация седьмая. Отравление: масоны. Всемирный заговор. Снова Штадлер, но без евреев. Очень похожа на предыдущую вариацию. Выдвигают ее немецкие врачи Иоханнес Дальхов, Гунтер Дуда и Дитер Кернер в книге «Смерть Моцарта: 1791 1971», опубликованной в 1971 году. Своей «Волшебной флейтой», в которой он раскрывает тайны масонских обрядов, Моцарт якобы обидел масонов. Они решили принести композитора в жертву по случаю освящения нового масонского храма. Именно масоны заказали Моцарту Реквием, тем самым предупреждая его, что он избран в качестве жертвы. Все в книге вращается вокруг числа восемнадцать. У Моцарта был восемнадцатый чин в масонской иерархии. Восемнадцать в масонстве символизирует жертву. В «Волшебной флейте» слово «жертва» появляется три раза, сюжет в опере связан с восемнадцатым чином. Рукопись последнего законченного сочинения Моцарта масонской кантаты состоит из восемнадцати страниц, первое ее исполнение состоялось восемнадцатого ноября, умер Моцарт через восемнадцать дней после этого в возрасте тридцати шест лет: если умножить три на шесть, результат восемнадцать. Моцарта отравили в 1971, один плюс семь, плюс девять, плюс один опять восемнадцать. Такая вот нумерология возникла из-под пера трех немецких врачей.
Не буду вдаваться в аналогичные спекуляции сторонников масонских или антимасонских теорий вокруг чисел три и тридцать три применительно к «Волшебной флейте». Кстати сказать, версия с цифрой «18» опубликована уже в послевоенной Германии и, как вы заметили, в ней нет ни малейшего намека насчет виновности евреев, да и быть, понятно, не могло, хотя, и это я подчеркиваю, один из ее авторов Дитер Кернер был в свое время активным участником кружка генерала Людендорфа и его супруги.
В 1785 году Моцарт сочинил Масонскую траурную музыку. Это одна из самых волнующих страниц в его творчестве. Первоначально она была написана для хора и оркестра на слова пророка Иеремии: «Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью Воды поднялись до головы моей; я сказал: ''погиб я''.
Вариант для оркестра был исполнен в масонской ложе «Коронованная надежда» по случаю кончины двух видных масонов: Георга Августа, герцога Меклембурга-Штрелица и графа Франца Эстергаза фон Галанты.
Вариация восьмая. Хофдемель: ревнивый муж. Палочные удары.
Делопроизводитель верховного суда Франц Хофдемель был собратом Моцарта по масонской ложе. Его жена Магдалина брала у Моцарта уроки фортепиано и имела с ним роман. Еще несколько десятилетий назад в Вене бытовало поверие: Моцарт умер от инсульта, когда лежал больным в постели, в результате палочных ударов, нанесенных ему ревнивцем Хофдемелем.
Вариация девятая. Отравление: ревнивый муж Хофдемель. И снова масоны. Хофдемель отравил Моцарта из ревности по собственной инициативе.
Но есть и версия, согласно которой масоны, ловко использовав роман Моцарта с Магдалиной Хофдемель и ревность супруга, к этому его подтолкнули. У Хофдемеля Моцарт занимал деньги. Вся история любви маэстро с Марией Магдалиной Хофдемель была тщательно затушевана биографами. Достоверно известно, что через день после смерти Моцарта Хофдемель нанес своей беременной жене тяжелое ранение бритвой, а затем покончил с собой. Известно также, что газеты по распоряжению властей сообщили об этом лишь через неделю, указав фальшивую дату 10 декабря, чтобы не проводилась связь между смертью Моцарта и этим трагическим происшествием. Магдалина осталась в живых и вскоре родила мальчика, которого многие считали сыном Моцарта. И всю жизнь гордо носила шрам на лице. По старой традиции, Моцарт сочинил свой последний концерт для фортепиано и оркестра для Магдалины Хофдемель.
Вариация десятая. Отравление. Констанце и Зюссмайр. Моцарт отравлен своим учеником Францом Ксавером Зюссмайром и своей женой Констанце, которые были любовниками.
Вариация одиннадцатая. Самоотравление. сифилис. Ртуть. Моцарт страдал сифилисом. Сам себя лечил ртутью и тем самым отравил себя. По другой версии, лечил Моцарта его друг и покровитель Фан Свитен. За шесть месяцев до своей смерти Моцарт сочинил моттет для хормейстера баденского собора Ave verum corpus. В Бадене, знаменитом курорте под Веной, отдыхала его жена.
Среди многочисленных медицинских теорий я выбрал ту, которая показалась мне самой оригинальной. Назову ее теорией Грайтера-Раппопорта. Грайтер биограф Моцарта и медицинский эксперт. Артур Раппопорт американский патолог. Эта теория начисто исключает отравление. Она не будет понятна без определенной предпосылки. В последний год жизни Моцарта его жена родила сына, которого назвали Франц Ксавер. Немедленно возникли слухи о том, что его отец не Моцарт, а любовник Констанце, ученик Моцарта Франц Ксавер Зюссмайр. Итак, вариация двенадцатая
Вариация двенадцатая. Теория Грайтера-Раппопорта. Три совпадающих фактора сыграли решающую роль во внезапной смерти Моцарта, а именно: врожденный дефект мочевого или почечного тракта; заражение эпидемической болезнью, так называемой ревматически-воспалительной лихорадкой, и третий фактор чрезмерное кровопопускание, произведенное лечащим врачами. В своей книге «Легенды вокруг Моцарта, или неверные объяснения его жизни и страданий», опубликованной в Мюнхене в 1986 году, биограф Моцарта Алойс Грайтер пишет: «В 1981 году американский патолог Раппопорт на основании многочисленных статистических данных указал на корреляцию между определенными внутренними и внешними [физиологическими] дефектами. Подобные совпадения между дефектом одной из раковин наружного уха и врожденными дефектами урогенитального аппарата обнаруживаются с достаточной регулярностью ». Что это за дефекты, о которых говорит Раппопорт? Попробую пояснить. У Моцарта раковина левого уха была развита ненормально. Он это скрывал париком. Откуда нам это известно? В 1828 году вдова Моцарта решила опубликовать биографию композитора, написанную ее вторым мужем, датским дипломатом Георгом Ниссеном. На странице 586-й она поместила рисунок, выполненный специалистом по анатомии: уши Моцарта левое и правое. Она это сделала, чтобы положить конец слухам о том, что ее младший сын сын не Моцарта, а Зюссмайра. Дело в том, что характерная форма левого уха Моцарта была унаследована ее младшим сыном.
Обратимся теперь к докладу доктора Раппопорта, представленному в 1981 году в Вене на Международном конгрессе клинической химии. Название доклада «Уникальная и до сих пор неразглашенная теория о генетической, анатомической базе смерти Моцарта». «Как практикующий патолог я наблюдал случаи различных генетических синдромов, в которых анатомические деформации уха и части мочевого тракта, а также функциональные расстройства, биохимические изменения и прочие, генетически коррелируются Помимо корреляции ушей и почек, некоторыми исследованиями о дедах, отцах и детях выявлены другие структурные характеристики, наблюдаемые у Моцарта: убегающий книзу подбородок, близорукость, живой ум На основании моих исследований последних двух десятилетий , продолжает Раппопорт, мы теперь в состоянии поставить окончательный диагноз почечной болезни Моцарта или, говоря шире, его мочевого тракта. К такой уверенности меня привело изучение в биографии Ниссена таблицы, помещенной напротив страницы 586, на которой изображены дефектное и нормальное уши Моцарта Ниссен утверждает, что черты лица и уши сына были похожими на отца. То, что особенно обратило мое внимание, это структура уха Моцарта, очень отличающаяся от нормы, и которая была унаследована только младшим сыном Моцарта ».
Таким образом, медицинские статистические данные, собранные в двадцатом веке, и рисунки ушей Моцарта позволили американскому врачу поставить диагноз почечной болезни. Иными словами, не будь молвы о любовных отношениях жены Моцарта с Зюссмайром и о незаконнорожденном ребенке, побудивших ее опубликовать рисунки ушей Моцарта, мы бы никогда не узнали о (возможно) подлинных причинах смерти Моцарта.
Если эта теория верна, мы имеем дело с одним из тех парадоксальных случаев, когда непроверенные слухи помогают восстанавливать правду. В процитированной выше книге Алойс Грайтер подтверждает теорию Раппопорта. К концу ноября 1791 года вялотекущая почечная недостаточность, после долгих лет кажущегося здоровья и в результате легкой болезни, достигла финальной стадии. Решительный толчок дала эпидемия, получившая название «ревматически-воспалительная лихорадка». Как добавляют ученые, смерть Моцарта ускорило чрезмерное кровопускание, произведенное врачами. В заключение своего доклада Раппопорт говорит: «Надеюсь, я предоставил сильное подспорье тем, кто убежден в том, что Моцарта не отравили, не убили, не лишили жизни насильственным способом».
Похороны состоялись 6 декабря 1791 года в соборе Святого Стефана. За гробом шли венский меценат барон Готфрид Фан Свитен, ученик Моцарта Зюссмайр, слуга Дайнер, виолончелист Орслер, капельмейстер Розер и Антонио Сальери. Как установлено на основе архивов венской Обсерватории, погода была умеренная. Не было ни снега, ни дождя, никакого резкого ветра. И это тоже оказалось выдумкой романтиков XIX века.
* * *
Сальери оклеветали: отравил Моцарта, завидовал его гению, посредственный композитор. Клеветники стреляли исподтишка. Их фамилии неизвестны. Авторы сообщений об отравлении Моцарта Сальери ссылались на непроверенные слухи, на неуказанные источники: кто же подпишется под подлостью? Но в другие времена, в других местах нашлись люди, готовые поставить свою подпись под клеветой. Пушкин придал ей поэтическую форму, Римский-Корсаков положил на музыку, Шеффер инсценировал, Форман экранизировал.
Антонио Сальери родился в городе Леньяго на территории светлейшей республики Венеция году в 1750-м за шесть лет до рождения Моцарта. Первые уроки скрипки получил у своего брата Франческо, уроки клавесина у соборного органиста Джузеппе Симони. В раннем детстве потерял мать, затем отца. Именно тогда у Сальери появился первый покровитель. Друг семьи, знатный венецианец Антонио Мочениго приютил его в своем доме в Венеции. В Венеции у Сальери появился и второй покровитель, чешский композитор Леопольд Гассман. Гассман был придворным капельмейстером в Вене. Пораженный музыкальным даром Сальери, он предлагает ему переехать в Вену. Сальери ему было тогда шестнадцать лет охотно соглашается. В Вене Сальери живет в доме Гассмана, ставшего его учителем и фактически приемным отцом. Через год Сальери сочиняет «Мессу а капелла для четырех голосов». Еще через год ставится его первая опера «Весталка», два года спустя опера «Образованные женщины». В этом же году 1770-м он пишет «Концерт для гобоя, скрипки, виолончели и оркестра». Еще через год оперу «Армида». После смерти Гассмана в 1774 году Сальери становится придворным композитором и капельмейстером итальянской оперы в Вене, а в 1778 году придворным капельмейстером.
Третьим покровителем Сальери стал один из самых уважаемых композиторов того времени Кристоф Виллибальд Глюк. О том, насколько Глюк ценил Сальери, свидетельствует такой эпизод. Глюк ведет переговоры с Комитетом Парижской оперы о сочинении новой оперы для Парижа «Данаиды». Но Глюк стар, у него слабое здоровье, и отправляться в утомительную командировку в Париж ему не хочется. Он обращается к Сальери с предложением: согласен ли тот сочинить оперу вместо него, поехать в Париж и поставить «Данаиды» так, будто написана она в соавторстве с Глюком. Сальери принимает предложение. Одновременно Глюк договаривается с организаторами: вместо него в Париж поедет его доверенное лицо, молодой талантливый композитор Антонио Сальери, соавтор третьего действия он будет репетировать с музыкантами и дирижировать. Надо сказать, что Глюк не мог сразу выдвинуть Сальери как единственного автора «Данаид»: Сальери в Париже никто не знал и организаторы отказались бы от этого предложения.
Первое представление «Данаид» состоялось в столице Франции 19 апреля 1784 года. Успех был огромный. Все восхваляли имя Глюка. Но каково же было изумление парижской публики, когда после нескольких представлений получило огласку второе письмо Глюка, где было сказано, что настоящий и единственный автор «Данаид» Сальери. Опера Сальери выдержала в Париже сто двадцать семь представлений.
В 1787 году «Данаиды» были поставлены в Кусково под Москвой на русском языке.
Об успехе Сальери как оперного композитора рассказывает чешский музыковед Камила Халова.
Халова:
Сальери сочинил более сорока пяти опер. Он с юных лет находился на службе в Венском театре и при дворе императора. Опера в XVIII веке была ведущим видом искусства и модным развлечением. Вполне естественно, что человек, которому было поручено сочинять оперы для императорского двора и который отвечал за представления в императорском театре, пользовался большим уважением и доверием высших представителей монархии. Сальери было двадцать лет, когда его оперу «Образованные женщины» поставили в придворном театре. Говорят, будто на исполнении присутствовал сам Кристоф Виллибальд Глюк и что это раннее произведение Сальери весьма расположило уважаемого мастера к юному композитору. Тот факт, что сразу после венской премьеры эту оперу поставили в Праге и что два года спустя Венский императорский театр поставил сразу три его новые оперы, говорит об огромном успехе, которым Сальери пользовался с самого начала своей карьеры. Наиболее успешное произведение Сальери, вероятно, «Школа ревнивых». Это комическая опера на либретто Де Гамэрра, основанное на одной из ранних комедий Гольдони. Впервые оперу ставят в 1778 году в Вене. За этим следует более сорока премьер в разных театрах Европы в Дрездене, Праге, Варшаве, Лондоне, Париже, Неаполе и Лиссабоне. Успех опер Сальери сравним с успехом крупнейших «хитов» оперного искусства того времени, произведений наиболее популярных и любимых оперных композиторов вроде Бальдассаре Галуппи или Пичинни.
Корти:
Давайте сопоставим успех Сальери и успех Моцарта. Возьмем период с 1783 по 1791. Город Вена. Моцарт 70 представлений, Сальери 168. Если же говорить о всей Европе, то разрыв еще больше увеличивается в пользу Сальери.
Халова:
В своем оперном творчестве Сальери не ограничивается испытанными «классическими» формами: под влиянием немецкой среды и, вероятно, по просьбе самого императора
Корти:
Помните слова Моцарта у Пушкина? «Да, Бомарше ведь был тебе приятель; Ты для него «Тарара» сочинил, Вещь славную. Там есть один мотив
Я все твержу его, когда я счастлив«
Венская публика предпочитала итальянский стиль французскому, и Сальери пришлось переделать оперу. Текст Бомарше адаптировал Лоренцо Да Понте, который одновременно работал над либретто «Дон Жуана» для Моцарта. Получилась опера «Аксур, царь Ормуза», которая была поставлена в Вене в январе 1789 года (а в Москве в 1817 году).
Антонио Сальери воспитал целое поколение музыкантов певцов и композиторов. Среди его учеников Хуммель, Мошелес, Черный, Вайгль, Айблер, Зюссмайр, сын Моцарта Франц Ксавер, Ливерати и такие знаменитости, как Шуберт, Бетховен, Джакомо Майербер и Франц Лист. Уроки Сальери давал бесплатно. Он никогда не забывал о той помощи, которую сам получил в юности, особенно от Гассмана. Бетховен учился у Сальери, опять-таки бесплатно, десять лет. Он с неизменной гордостью повторял: я ученик Сальери. Своему учителю Бетховен посвятил свои сонаты для скрипки оп. 12. И хотя говорят, что Бетховен учился у него лишь вокальной композиции, мы имеем подлинники инструментальных произведений Бетховена с правкой рукой Сальери.
Раньше мы говорили о письме Моцарта от 1790 года, в котором он утверждает, что Сальери никогда не занимался церковной музыкой. Но ко времени написания этого письма у Сальери были три мессы, оратория «Страсти Иисуса Христа» и кантата «Страшный суд». Свой малый «Реквием» Сальери сочинил году в 1804 году.
Кантнер, профессор Венского университета, музыковед: Вот как современники характеризуют Сальери: «Человек в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов Это хрупкого телосложения маленький человек с пылающим взором, смуглой кожей, чистоплотного, опрятного вида, живой темперамент, вспыльчив, но сразу готов к примирению». Эти наблюдения диаметрально расходятся с портретом, рисуемым Моцартом. Ссылаясь на основы психологии, мы можем утверждать, что вспыльчивые люди это не люди интриги. Интриганы владеют собой. И о Сальери никогда не говорят как об интригане, о нем говорят, как о человеке доброжелательном, самоотверженном учителе, всегда готовом делиться своими знаниями с учениками. Характеристика, данная Моцартом, никак не совпадает с мнением о Сальери других его современников.
Корти:
Мы пытались заронить скептицизм к мифам и к фетишам, отчасти принизили Моцарта, отчасти возвысили Сальери. Надеюсь, мне удалось освободить образ Сальери в глазах российской публики от позорящих его имя необоснованных обвинений. Надеюсь, удалось вызвать интерес к его музыке. Он любил писать и шутливые стихи:
Лет уж вам, синьор Антонио,
Шестьдесят и восемь полных,
Но в груди, вы мне сказали,
До сих пор любовь пылает.
Уж давно как будто время
На прикол поставить судно.
Что вы скажете на это?
Ваша правда, спорить трудно.
Сальери был женат. Имел семь дочерей и сына. Его жена Тереза Хельферсторфер скончалась в 1807 году. Пережили Антонио Сальери только его дочери Иозефа, Франциска Ксаверия и Катарина.
По всей видимости, Сальери любил женщин, но о его любовной жизни известно немногое. Говорят, еще при жизни супруги у него был роман с немецкой певицей Катариной Кавальери. На старости лет Сальери впадал в депрессии. Особенно тяжелым становится для него 1823 год. Весной этого года ему изменяет зрение, он ощущает слабость в ногах. Однажды во время прогулки он упал и получил травму головы. В другой раз на него чуть не наехал извозчик. В октябре того года у него начался паралич ног, появились признаки помутнения рассудка. В конце концов дочери решают принудительно госпитализировать отца. Не ясно, что произошло в больнице. Прямых свидетельств очевидцев нет. Говорят, санитары застали Сальери, когда он манипулировал ножом. Племянник Бетховена Карл напишет: «Сальери перерезал себе горло, но еще жив». По мнению историков, это или сплетня или явное преувеличение. Подавленный слухами об отравлении Моцарта, Сальери умирает 7 мая 1825 года в восемь часов вечера. Похороны были торжественными. Вот что писал первый биограф и близкий друг Сальери Игнац Фон Мозель: «За гробом шел весь персонал Императорской капеллы во главе с директором, графом Мориц фон Дитрихштейном, а также все присутствующие в Вене капельмейстеры и композиторы, толпа музыкантов и множество уважаемых любителей музыки. Не меньшее число людей присутствовало на панихиде, состоявшейся через несколько дней в итальянском костеле, во время которой исполнен был, согласно желанию композитора, великий «Реквием», который Сальери сочинил для себя. Исполнен «Реквием» был его учениками, ученицами и многими другими музыкантами». Тут Мозель оговорился, назвав малый «Реквием» Сальери великим. Оговорился правильно.
День настанет, время гнева,
Все земное в прах развеет -
Прорекли Давид с Сивиллой.
Трепеща и замирая,
Вся предстанет жизнь земная
Судии пред грозным взором.
«Смерть Моцарта» четвертая часть передачи Марио Корти «Моцарт и Сальери», прозвучавшей на радио «Свобода».