Ночная сторона Елены Аргивской
Странное дело. Всему миру давно известно, что Троянская Елена подливала непентес в вино, а мир никак не реагирует, ибо не хочет понять, что это значит.
А значит следующее: как и многие аристократки, Елена Троянская, по всей вероятности, была наркоманкой.
В чаши она круговые подлить вознамерилась соку
гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье
бедствий дающего; тот, кто вина выпивал, с благотворным
слитого соком, был весел весь день и не мог бы заплакать,
если б и мать, и отца неожиданной смертью утратил.(«Одиссея», песнь IV. Перевод Жуковского)
Что представляло собой тогдашнее вино, мы знаем. Густое, перебродившее и настоявшееся древние ценили исключительно красное, в него для корректировки процесса добавляли смолы и даже гипс.
А что такое «непентес», об этом гадательно говорят так: нечто вроде гашиша.
Ископаемая наркология
Прежде всего о слове и казусах перевода. Жуковский переводил с немецкого переложения, нашему читателю посему трудно представить простоту и наглядность выражений оригинала. Нежная душа поэта-романтика, склонного к гибким округлениям и компромиссам, сказалась, наверное, и здесь. Некий расплывчато сформулированный сок, услаждающий горе, это и есть «непентес» подлинника.
Жуковский не виноват. В Европе та же картина. Что будешь делать, никак не увязывались в умах последователей Винкельмана древние греки с наркотиками! Историки долго были преступно равнодушны к означенной теме. Исключение составляли специалисты по Американскому континенту. Диктатура инков держалась на коке (кокаин снимает у подданных боль и заглушает аппетит), и обойти этот факт молчанием невозможно.
Пока массовая наркомания не стала фактом жизни, то есть не раньше середины ХХ века, интерес к теме отсутствовал. Столетиями отделывались от таинственного непентеса общими словами: какое-то успокоительное средство.
Следует уточнить: гашиш вовсе не успокоительное средство. Если уж средство забвения, то забвения определенных сдерживающих норм, ибо гашиш был возбуждающим похоть и аппетит снадобьем. По крайней мере, в древности.
Оговорка нужна: реакции человечества изменились со временем. Так, питье нордических берсерков более не производит возбуждающего действия: антропологи, попробовав его на себе, не рвались в бой с рычаньем, а попросту уснули. О виноградном вине известно, что оно прежде действовало на европейцев гораздо сильнее, как некогда виски на краснокожих. Но вот описание Леона (Джованни) Африканского, относящееся к XVI веку: «Жители Туниса обычно едят некую смесь, которая называется алхашиш и очень дорога. Когда человек съедает ее одну унцию, он становится веселым, смеется и аппетит у него становится как у трех человек. Он становится хуже пьяного. Это же снадобье чрезвычайно возбуждает похотливость».
Похотливость тире любовное влечение тире эрос Заметим: Елена почти синоним эроса (по крайней мере для древности). Так не потому ли? В мифах Елену, по проклятью Афродиты, как-то вмиг желали все, кто с нею сталкивался.
Мы знаем, что Елена спартанская принцесса. Спартанка, пристрастившаяся к гашишу? Это плохо укладывается в шаблон наших представлений о спартанцах той поры. Но что наши школьные учебники знают об отношении древних к наркотикам Десяток лет назад сам этот вопрос был бы непонятным.
О каком конкретно растении может идти речь? Вопрос сложнее, чем кажется на первый взгляд. «Nepentes» так именуются в ботанике некоторые виды плотоядных растений, росянки. Наркотическими их не назовешь. Однако в линнеевскую классификацию слово попало недавно, будучи гораздо древнее.
Но образ коварного, очень привлекательного цветка, от соприкосновения с которым гибнут, забывать не следует: к Елене он подходит.
Лавр, мухомор, кактус, сома-хаома
Сегодня пошла лавина открытий о древних культах психотропных и галлюциногенных веществ. Можно сколько угодно иронизировать, мол, историки выполняют социальный заказ. Верно, что фармакогенные культы Центральной Америки породили нездоровый бум, в создании которого участвовали книги Кастанеды. Сей хитрец-антрополог стилизовал свои писания под дневник встреч с индейским шаманом. У индейцев Месоамерики в дело шли не только листья коки, но и кактус пейотль (содержит мескалин, вызывающий слуховые и зрительные расстройства), и ядовитые грибы, из состава которых выделяется галлюциноген псилобицин. Эти культы были тайными. Но поколение хиппи возликовало: так потрясал факт, что первыми наркоманами были языческие жрецы.
Историки шли своей дорогой. Выяснилось, что наркоманами были и языческие боги. Элиаде говорит, что люди в этом вопросе только подражали богам (точнее, наоборот). Иранская «Авеста» упоминает хаому, древнеиндийская «Ригведа» сому (слова родственные). Сома бог и одновременно растение, из которого выжимали сок. Стебли сомы собирали в полнолуние, вымачивали, зажимали меж камней или дощечек, давили, затем взбалтывали и фильтровали через специальную шерстяную цедилку. Каждая операция была священным таинством.
Индусам известна также амрита напиток бессмертия, полученный при пахтании Мирового океана. К слову: тут же амрита была похищена, породив раздоры среди богов. Еще характерная черта: побочным продуктом выделился яд, убивавший все живое. Его смог проглотить Шива, отчего у него навечно трупно посинело горло. Греческие олимпийские боги вкушали нектар, по мифам, дарующий бессмертие (не путать с цветочным медом и соками). Он, как и многие подобные средства, с большой долей вероятности представлял собой наркотик. Китайские «пилюли бессмертия», кроме вредной для здоровья киновари, нередко содержали алкалоиды опийного ряда.
Относительно природы олимпийского нектара трудно что-либо сказать наверняка. Немного яснее обстоит дело с сомой. Практика древних жрецов до нас не дошла, только гимны, в них о процедуре приготовления говорится мельком, как о подразумевающемся. Посему мнений много. После работ Уоссона поле зрения неожиданно расширилось за счет грибов: внимание ученых привлекли мухоморы с содержащимся в них ядом мускарином, который также может вызывать галлюцинации Грибной гипотезой так увлеклись, что серьезно усмотрели в растении соме/хаоме мухомор. И все же гораздо больше шансов у эфедры. Недавние раскопки на территории современного Таджикистана, где в незапамятные времена кочевали индоарийские народы, наконец-то наглядно показали, что они употребляли в культовых целях смесь эфедры, опиатов и конопли.
Нашим предкам, диким скифам, конопля была известна. Но сока они не выдавливали, самокруток не крутили. В бане скифы, свидетельствуют древние путешественники вслед за Геродотом, семя конопли кидали на каменку, а потом «вопили».
Историк Кардини пишет, что во фракийской религии, откуда пошел культ Орфея, важную роль играло путешествие в загробный мир, совершаемое при посредничестве паров конопли. Наркотики, без сомнения, участвовали в древних инициационных церемониях многих народов. Посвящаемые впадали в транс, воспринимая его как путешествие. Связь наркотического опьянения с архетипом путешествия следует запомнить, она представляется весьма важной.
О фармакотеургической практике римлян и греков исторической поры известно немного. Пожалуй, только то, что они отравляли своих пифий какими-то вредными испарениями, и те заговаривались. В русском есть калька с латинского слова «inspiratio» «вдохновение». Вдумайтесь в происхождение и модель термина. Пифии, прорицательницы святилищ Аполлона, вдыхали как серные пары в термах, так и жженый лист лавра. Повторять их опыт было бы опасно. Лавр содержит цианид калия. Лавр растение Аполлона. Пресловутая трезвость Аполлона оказывается вымученно преувеличенной. Какая уж тут трезвость форменная токсикомания. А о дионисийстве, буйном культе, отдающем настоящим шаманством, и говорить нечего.
Теперь внимание: у древних спартанцев был подобный дионисиям праздник под названием Хеленефория. Во время него в специальной корзине, именуемой Helene (то есть Елена), выносились безымянные предметы. Есть изображения самой Елены с такой корзинкой. Предметы были фаллическими символами, а сама Елена оргиастической богиней плодородия, связанной с растительностью и Луной.
Выходит, слова Маркса о греках, рисующие их вслед за Гёте какими-то солнечными невинными детьми, плод исторических мифов науки того времени. Мрачный характер античности жестокость, влечение к смерти и забвению, магизм и колдовство, лунный культ, безысходная сила рока, пронизывающие бытие, хорошо почувствовали потом, в конце XIX, а затем в ХХ веке, обострившем интерес к архаике. Из многих англичан назову Доддса («Греки и иррациональное»), Грейвса («Древнегреческая мифология»), из русских Анненского и Вяч. Иванова. На фоне их исследований, не идеализирующих греков, Елена Троянская выглядит уже совсем иначе.
Если бы все ограничивалось вином и лавром! В этике язычества не выработалось нормы, запрещающей эксперименты с наркотическими веществами. Быть может, потому и рухнуло языческое общество. Разумеется, не следует недооценивать нашествия варваров и внутренний экономический кризис. Однако данные за то, что с определенного времени западный греко-римский мир стал клиентом мировой наркоторговли, которая шла всегда, появляются в научной печати только сейчас, что симптоматично. После того как восточные культы и наркота обрушились на Римскую империю, она погибла. Пророческий призыв Сократа ничем не опьяняться, даже любовью, сохранять трезвость продукт ученой культуры Афин, но Сократ был там белой вороной. И его приговорили к яду.
В его время о Елене и вызванных ею войнах стали подзабывать. А зря. Западный мир мог выработать нерушимую этическую норму, отвергающую вмешательство наркотических веществ в нашу психику. К сожалению, этого не случилось. Стоицизм, христианское пуританство и мусульманские запреты были еще далеко впереди.
Елена у истоков процесса разложения, она древнейшая модель. И, как ни странно, модель весьма современная. Из черт, свойственных этому образу, назову космополитизм, безразличие к последствиям, эгоцентризм, смесь самолюбования с безответственностью.
Елена как Евразия
Давно замечено, что группа мифов о Елене Троянской необыкновенно темна. Лишь один сюжет развивается шаблонным, типовым образом. Женская красота становится поводом к раздору. Похищение, бегство, конфликт, война, драма возврата и так далее. Перед нами история Троянской войны.
В индоевропейской культуре по такому сценарию развертываются эпические сюжеты всех времен от древнеиндийской «Рамаяны» до «Руслана и Людмилы». Интересное совпадение: за обладание амритой между двумя кланами индийских богов дэвами и асурами разгорится война. Сому в индийских мифах тоже выкрадут и похитят. В этом ряду Елена «рифмуется», почти совпадает с самим сакральным веществом, наркотическим снадобьем.
Не была ли Троянская война за Елену на самом деле чем-то вроде античной «опийной войны»? спросит читатель. Можно провести полуфантастическую параллель и дальше: поход аргонавтов, прототип троянского похода, имел целью вернуть ахейцам утраченный секрет рафинирования аналога сомы. Шерстяная цедилка для фильтрования и культового очищения раствора пришла с Востока, это и есть золотое руно! Руно показано в мифе в странной связи не с животным, а с растительным миром. Кроме того, параллель: вместе с руном греки выкрали Медею, а она также образ разрушительной, антиженственной женственности, погубившей своих детей
Говоря по совести, такие предположения были бы крайностью переписывания истории. Одно бесспорно: наркотки, роковые женщины и войны показательно соседствуют по всему миру. В некотором смысле Елена, в самом деле, связует Европу с Азией. Что вдвойне логично.
Некогда древнегреческая общность сложилась из двух половин. Греки результат смеси местных элементов (так называемых пеласгов) с народами, пришедшими с Востока, из Малой Азии. Лингвистам известно: имена греческих богов Афины, Афродиты, Аполлона и других, за исключением Зевса не выводятся из греческого языка. Боги эти не греческие. Так что когда ахейцы поплыли на Восток возвращать Елену, для них оживали древнейшие воспоминания. Селение Гиссарлык на территории нынешней Турции, где Шлиман раскопал Трою, находится в Малой Азии.
Имя Елена тоже не этимологизируется из греческого, хотя греки не раз пытались его объяснить. Быть может, происхождение Елены наполовину иноземное? Косвенное доказательство уникальная для женщины география перемещений. Тут Елена может поспорить с маршрутами Одиссея. Однако, может быть, ее склонность к путешествиям объясняется как раз типологическим сходством наркотика и путешествия, о котором сказано выше.
Перипетии судьбы забрасывали Елену на Крит, в Финикию, в Киммерию, даже в Египет. Египтян греки подозревали во владении всеми тайнами: мистические учения греков восходят к Египту, сильно повлиявшему на европейскую цивилизацию. Египетские медики владели техникой сложных операций с обезболиванием еще тогда, когда греческой медицины не существовало. Именно в Египте, находясь в гостях или в бегах, утверждает легенда, обзавелась Елена подозрительным зельем, отгоняющим печаль до такой степени, что внезапная смерть отца-матери кажется пустяком. Подарок подруги
«Мисс мира»
К мифам привыкли относиться с пиететом; так и следует. Даже прилично образованный человек способен в них заблудиться и наломать дров
Лишь специалисты догадываются: мифы желтая пресса древних. Выдающийся знаток мифологии поэт Грейвс обмолвился как-то, что для него мифы не загадочнее современных предвыборных карикатур. Если преувеличение, то небольшое.
Как представишь Елену реальной личностью, начнешь понимать: судьба ей выпала не сахар. Ежели хотя бы часть ее биографии не плод чистой выдумки, было отчего сделаться наркоманкой начать снимать стрессы непентесом.
Героиня древнейшей желтой прессы была притчей во языцех, как это бывает с суперзвездами, уставшими от внимания и вожделения мужчин. Любила она только комфорт и свои чудесные волосы. Когда по скорбному обряду надо было принести их в жертву, Елена срезала только концы.
«Одиссея» дотошно фиксирует: ступала она, «подобная светлой Артемиде», по коврам, прялку держала золотую, корзинку для пряжи серебряную. Подозреваю, пряла она редко. Все состояние мужа Менелая, отвоевавшего ее, было вбухано в претенциозную роскошь. Снова очень не похоже на спартанский аскетизм. Создается впечатление, что только Менелай был настоящим спартанцем по духу. Не избалованным жизнью и воспитанием солдатам очень свойственно влюбляться в извращенно-изнеженных дамочек, нуждающихся не в любви поклонника, а в его бездумной преданности.
Секс-символы и «мисс мира» принадлежат к схожему психотипу. Они нарциссичны, капризно переменчивы, поражают истеричностью и инфантилизмом (Елена была слезлива и поколачивала служанок). Кроме того, в любви их волнует не секс, а собственный имидж. С некоторых пор они не могут «завестись» без специального подспорья (внимание: непентес!).
Все-таки было в ней что-то совершенно особое. Говорят, бой останавливался, когда греки видели Елену. Когда Троя пала, Менелай рыскал по развалинам, мечтая убить изменницу, но увидел ее в сиянии красоты и опустил меч. Тут надо вернуться к волосам: кто знает, не в них ли все дело? Не исключено, что Елена была блондинкой, со спартанками такое случается. Спартанец Менелай назван в «Одиссее» светлокудрым, Ахилл был рыжеват. Но в целом на фоне множества чернявых греков Елена смотрелась белой богиней. Сравнение со «светлой Артемидой» вселяет сомнение в справедливость шаблона типовой греческой вазописи. Елена светла, как Артемида, а та родная сестра Аполлона, златокудрость которого общеизвестна. Оба божества света: Артемида лунного, Аполлон солнечного.
Правда, на вазах греки и Аполлона изображали брюнетом, что диктовалось всего лишь удобством при двукрасочной технике росписи.
Скандальная биография
У Елены катастрофическая, отравленная постоянным страхом жизнь. Множество раз ее покушались убить. Однажды случился целый заговор с участием Ореста, Пилада и Электры. Но начнем с происхождения. Полубогиня, дочь Леды и Зевса (прикинувшегося лебедем), Елена родилась необычно: вылупилась из яйца. В известном смысле она сирота минимум с одной из сторон: настоящей матери у нее нет (яйцо!), нет и отца среди смертных.
Привязанности к матери и отчиму Тиндарею девочка не испытывала, зато, можно предположить, жадно впитывала все рассказы о своем отце Зевсе. Ранний опыт наложил отпечаток на характер и мироощущение. Елена беспочвенна: непонятно, за кого она за троянцев или за ахейцев. Может быть, ей все равно. Одиссей дважды пробирался в Трою, она не выдала его. И даже помогла ему с Диомедом украсть статую Афины. Личные связи для нее дороже верности флагу.
Она ведет себя так, будто собственной личности у нее нет. Зато она с успехом имитирует любую. Когда ахейцы засели в деревянном коне, Елена приходила искушать их, заговаривая с каждым голосом его жены. Одиссей силой затыкал рты тем, кто порывался ответить, так был магически похож тембр! Демонстрируя власть женского голоса над душой сильного мужа (что настойчиво продублировано в «Одиссее» эпизодом с сиренами), Елена выступает тут как троянская сирена или слуховая галлюцинация, призрак любви для каждого. К теме призрака мы еще вернемся.
Наделенная столь разнообразными субличностями, она актриса в жизни. Такие делают жизнь с кого-то. С кого же берет пример Елена Аргивская? Конечно, с какой-то богини. Она земная, призрачная копия Афродиты: та официальная изменница на Олимпе.
Только тут понимаешь, как точен в своей полупародийной версии Стесихор, решивший, что никакая Елена не отплывала в Трою: Парис повез туда лишь призрак Елены, из-за призрака разгорелся сыр-бор. Пустотность образа еще раз намекает нам на символическую призрачность Елены: она и наркотик, и галлюцинация.
И никакого розового детства Недаром конопля в фольклоре, по данным словаря В. Федосеенко и Н. Струве «Флора и фавн», символизирует девочку-сироту, измену, безвременную утрату девичества. Елена рано поняла, что почем. Когда ей было всего ничего, Лолиту древнего мира похитили два друга Тезей и Пирифой. Герои разыграли ее по жребию Похищение послужило поводом к страшной войне. Следует крепко запомнить: история с Парисом и Троей не первая. Не первая и война из-за нее.
От Тезея Елена родила дочь Ифигению, которую бросила. Пришлось сестре Елены Клитемнестре удочерить ее. Но семейка была еще та! Дважды вдова, мужеубийца Клитемнестра гибнет от руки собственного сына. Братья Елены, знаменитые Диоскуры, гибнут как раз перед свадьбой Елены со спартанцем Менелаем. Ифигения же в девичестве умрет или, по иному сказанию, чуть было не умрет под жертвенным ножом приемного отца Агамемнона. В будущем, в сомнительной версии позднего мифа, став жрицей Артемис/Дианы в Тавриде, она зарежет престарелых Менелая и Елену во время их круиза по Крыму.
Говорят, Парис похитил Елену. Но, по другим рассказам, она добровольно бежала с ним, написавшим вином на столешнице признание в любви. С собой взяла малого сына (судьба его неизвестна), не забыла и про свои удобства, захватив пятерых служанок и рабынь, большую часть дворцовых сокровищ и три таланта золота, выкраденных из храма Аполлона.
Расплата и печаль
У таких матерей дети несчастны. Бежав с Парисом, Елена оставила девятилетнюю дочь Гермиону. Проведя в Трое около двадцати лет («Илиада», XXIV), Елена родила Парису сыновей Бунома, Агана и Идея. Все они в детстве погибли под упавшей на них крышей. Недаром матерью Елены называли еще Немезиду, богиню возмездия. Чтобы Парис не охладел к ней, Елена применяла приворотное средство: терла камень о камень, из которого при этом сочился сок, похожий на кровь. Версия о жертвоприношениях, какую пробует развивать Грейвс, отпадает. На Елену в Трое и без того косились. Она могла растирать и давить на камне свое растение и поить вином с возбуждающим средством усталого и теряющего мужество Париса.
Потом Парис погиб. Стрела пробила глаз, но врачевательница Энона, у которой прежде что-то с ним было, так ненавидела Елену, что тянула с помощью, а когда согласилась, было уже поздно.
Елена перешла к брату Париса Деифобу. Любила ли она его? Сомнительно. К Парису она давно охладела: до или после того она пыталась бежать, дозорный поймал ее, когда она привязывала веревку к зубцу стены. У нее бессонница, скорее всего она неумеренно употребляет свою коноплю. В ночь гибели Трои Елена одна не спит и лежит со светом, ее светильник помаргивает ахейцам, как маяк.
Троя пала. Менелай, прихватив на подмогу лучших, в смертельной схватке с Деифобом остался жив. Невредима оказалась и власть Елены над ним. Это единственное везение Елены.
Но есть и другой рассказ, согласно которому расправиться с Деифобом помогла она сама, вонзив нож ему в спину. Это поколебало желание Менелая расправиться с ней. К сожалению, звучит весьма правдоподобно.
«Хэппи энд»: Елена и Менелай, пройдя через ужасные испытания морем и долгими «одиссеевскими» приключениями на опасной дороге домой, благополучно возвращаются в Спарту и в самой симпатичной из многих версий доживают век в холе и уюте. Менелай превращается в говоруна, типичного старика-ветерана. Елена не расстается с непентесом.
Жили они долго и несчастливо. И, похоже, умерли в один день.