Забытые тайны цивилизаций
Модель самолета, построенная полторы тысячи лет назад; компьютер, созданный в Древней Греции; «лампочка Ильича», воссиявшая над Египтом, — археологи вновь и вновь находят предметы, которых вроде бы не должно было существовать. Но они есть! Как они появились? Для чего использовались? На страницах многочисленных популярных изданий, посвященных то «Тайнам НЛО», то «Мирам зазеркалья», уверенно объясняют происхождение этих находок, приписывая их авторство атлантам, пришельцам, а то и вмешивая всякую чертовщину. А любопытно, что думают ученые об этих предметах? Эксперты немецкого журнала «Р.М.» попробовали оценить эти разнородные находки с научной точки зрения.
Электрический мир древности
По странному стечению обстоятельств археологи порой обнаруживают загадочные предметы, которые не вписываются в наше представление о древних культурах. Их существование не мог предположить ни один историк, и все-таки они есть. Ученые окрестили их «Out of Place Artefacts», «искусственные предметы странного происхождения». Судя по ним, древние греки умели пользоваться компьютером, жители Парфии применяли гальванические элементы, а египтяне лампы накаливания. С чем мы имеем дело? С искусными фальсификациями? Или историю развития техники надо переписывать заново?
Одна из таких находок «багдадская батарейка». В 1936 году при раскопках близ Багдада австрийский археолог Вильгельм Кениг обнаружил кувшин, изготовленный две тысячи лет назад парфянским гончаром. Внутри невзрачного сосуда высотой 15 сантиметров находился медный цилиндр, в который был вставлен железный стержень. Все детали были залиты асфальтом, скреплявшим их. Для чего предназначался этот сосуд?
Через несколько лет Кениг обнародовал неожиданную гипотезу. Кувшин мог служить гальваническим элементом проще говоря, батарейкой. Это подтвердили и опыты. Ученые изготовили такой же кувшин, наполнили его винным уксусом, подключили вольтметр и убедились, что между железом и медью создается напряжение, равное 0,5 вольт. Немного, но все-таки!
Значит, парфяне извечные соперники римлян на Востоке, чью культуру мы сравнительно плохо знаем, могли вырабатывать электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего? Ведь в Парфии, как и в Древнем Риме, уж это мы точно знаем! не пользовались электрическими лампами, не оборудовали повозки электромоторами, не возводили линии электропередачи.
А что как нет? Что если во всем виноваты «темные века», лишившие европейцев исторической памяти? И «век электричества» наступил не во времена Фарадея и Яблочкова, а в дохристианскую эпоху?
«Электрическое освещение имелось еще в Древнем Египте» утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри колбы извивается змея; ее голова обращена к небу.
Для Крассы и Хабека все ясно. Этот рельеф технический чертеж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. Все дело в энергетике!
Забавная гипотеза, но правды в ней ни на вольт. Мощность «багдадской батарейки» очень мала. Даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт что это за мощность? световой блик, а не луч света в темном царстве! пришлось бы составить вместе сорок «багдадских батареек». Подобная конструкция весит десятки килограммов. «Для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233600 тонн» педантично подсчитал физик Франк Дерненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться ученым на каждом шагу. Но это не так!
Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. И хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения ее объема.
Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. Рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное то, что подразумевается. Реальность и ее образ не совпадали. Элементы египетских рельефов были, скорее, словами и фразами, которые надлежало понять.
Итак, по мнению специалистов, на рельефе в Дендере изображена небесная барка бога Солнца Ра. По верованиям египтян, Солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как ее истолковать. Возможно, она обозначает «горизонт».
Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В Долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их. А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! Есть они. Археологи не раз находили подобные пятна. Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы.
Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Единственное приемлемое объяснение дал немецкий египтолог Арне Эггебрехт. В его коллекции имелась небольшая статуэтка египетского бога Осириса, покрытая тончайшим слоем золота. Ее возраст примерно 2400 лет.
Сделав копию фигурки, Эггебрехт погрузил ее в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных «багдадской батарейке», и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения.
И все же загадки остаются. Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь напряжение, равное 0,5 вольт, нельзя обнаружить без приборов. Луиджи Гальвани в 1790 году открыл «животное электричество» по чистой случайности. Он заметил, что мышцы лягушки непроизвольно сокращаются, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.
Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? А где было сделано это открытие, в Парфии или, судя по статуэтке, в Египте? А в других странах знали о нем? Как-никак, «батарейками», наверное, пользовались не одно столетие. Увы, нам ничего не известно об этом. Не сохранилось никаких письменных упоминаний.
А действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? Из того, что «это было возможно», не следует ведь: «Это так и было». И почему археологи находят такие же «батарейки», в которых внутри медного цилиндра помещен медный стержень? Они не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. Может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались для другой цели?
С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Все забывается. И некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. Войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение. Руины разрушенных метрополий меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены все изобретения древности. Многое исчезло без следа. Возможно, утрачены целые направления науки, плоды деятельности крупных научных школ, приемы династий ремесленников, передававшиеся втайне. И теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. Он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.
Неизвестный Гейтс Древней Греции
Примером подобной находки стал, например, «компьютер из Антикиферы». Этот прибор величиной с обувную коробку нашли в 1900 году на борту античного судна, затонувшего у берегов острова Антикифера, к северу от Крита. Судно перевозило вино, керамику, статуи.
Лишь два года спустя археологи заметили, что среди привычных символов сибаритства покоилась сенсационная находка. Когда какая-то деревяшка рассохлась и лопнула, стал виден зубчатый механизм. Понадобилось 70 лет, чтобы понять его назначение. Это был астрономический инструмент своего рода «механический компьютер». С его помощью можно было предсказывать восход Солнца, перемещения пяти известных тогда планет, различные фазы Луны и дни весеннего и осеннего равноденствия.
Прибор состоял из трех десятков зубчатых колес, входивших в зацепление друг с другом. Все они были изготовлены из одного куска листовой бронзы с пониженным содержанием олова. Зубчатые венцы состояли из зубьев одного типа. Имелись и указательные стрелки. При повороте кривошипной рукоятки они начинали вращаться с разной скоростью, отмечая на соответствующих шкалах положение планет на ночном небосводе.
Анализ шкал показал, что прибор был сконструирован в 87 году до новой эры. Возможно, его изготовили на острове Родос, что славился своими искусными механиками и мастерами.
Находка стала сенсацией, потому что не верилось, что древние греки могли создать такой сложный механизм. Он вполне сравним с первыми механическими часами, но ведь те были изобретены четырнадцать веков спустя. Кроме того, астрономический «компьютер» из Антикиферы был снабжен очень хитроумным устройством дифференциальной передачей, которую европейцы запатентовали лишь в 1828 году. Неужели честь ее изобретения принадлежит неизвестному греческому мастеру, жившему девятнадцатью веками раньше?
Что ж, развитие человеческой культуры идет отнюдь не по прямой! Были и будут гении, сумевшие опередить свое время, как этот греческий аноним, научившийся применять необычную зубчатую передачу. А уж о достоинствах современных ему астрономов говорят такие имена, как Аристарх или Гиппарх. Их прозрения и открытия навсегда сохранились в памяти человечества.
История технической культуры это череда взлетов и провалов. Великие открытия делаются, подхватываются учениками, усваиваются эпигонами, развиваются потомками или забываются. Полностью забываются! Секрет мастерства может остаться неразгаданным, если в силу непредвиденных обстоятельств о, эти войны, вечные спутники человечества! будет утрачен. А уж потомкам придется вновь с большим трудом открывать то, что было понятно неизвестному древнему гению.
* Известно, что механик Герон Александрийский, живший в I веке новой эры, изобрел паровую машину задолго до Джеймса Уатта и даже построил две действующие модели. Однако лишь с повторным изобретением ее Уаттом в конце ХVIII века началась промышленная революция в Европе.
* В 1796 году Джеймс Паркер запатентовал бетон материал, известный в Древнем Риме.
* Даже безопасная булавка, изобретенная якобы в 1849 году, на самом деле использовалась уже три тысячи лет назад.
А что еще знали и умели люди в древности?
Летуны индейской Америки
«Они умели строить самолеты» полагают некоторые исследователи. Доказательством служат небольшие золотые амулеты, найденные в Южной Америке. Эти амулеты длиной 4 сантиметра изготавливали на территории современной Колумбии 15 веков назад. Местные индейцы клали их в погребения.
Археологи немногое знают о народах, населявших Колумбию в древности. Назначение большинства амулетов понятно: это заколки для волос, серьги, носовые украшения. Но среди них попадаются странные «имитации насекомых», напоминающие, скорее, «Спейс Шаттл», чем инсекта. Современный человек, глядя на такую вещицу, не может избавиться от впечатления, что видит перед собой миниатюрную модель самолета.
Офицер ВВС Питер Белтинг и стоматолог Олгунд Энбум решили проверить навязчивую догадку. Они изготовили из стиропора и бальзового дерева модель амулета в масштабе 16 : 1, оснастили ее моторчиком и пропеллером, а затем направились на площадку, где запускали свои самолеты моделисты-конструкторы. Результат превзошел ожидания: «индейские самолеты» идеально летали, проявляя исключительную маневренность. Разве это не доказывает, что древние индейцы, не знавшие даже колеса, разбирались в авиастроении получше современников Ома и Кулона?
Нет, надо обязательно подвергать доказательства критике. Энтузиасты Белтинг и Энбум подкрепляли свои выводы не с помощью точной копии амулета, а с помощью модели, видоизмененной в соответствии с нашими представлениями об авиации. Много она налетала бы без моторчика и винта? А еще Белтинг и Энбум убрали спиралевидную прорезь, украшавшую крылья самолета, придали несущим плоскостям аэродинамический профиль и, конечно, использовали современный легкий материал. Ей-богу, если внести так много новшеств в статую Сфинкса, то она тоже, может быть, поднимется в воздух!
А где, наконец, следы «индейских самолетов»? Ведь крылатая машина больше, чем узор на песке, который бесследно исчезнет наутро. Прежде чем развивать авиастроение, нужно достичь высокого уровня развития таких отраслей хозяйства, как металлургия, моторостроение, топливная промышленность. Нужно научиться строить аэродромы. Археологи не встречают и следа этой бурной промышленной деятельности. Откуда же тогда самолеты? Разве что с неба упали
В таком случае и впрямь логично будет предположить, что в Колумбии высадились инопланетяне и подобно европейцам, дарившим аборигенам безделушки, осыпали индейцев амулетами, этакими эмблемами своих инопланетных кораблей. Вот только зачем им на крылатых кораблях рассекать безвоздушное космическое пространство? На самолете не полетишь от звезды к звезде.
Значит, амулеты изображают насекомых? И это не так. У насекомых нет дельтовидных крыльев, да и посажены их крылья иначе они прикрепляются к телу сверху; нет у инсектов и вертикального хвостового руля. То же можно сказать про летучую рыбу, на которую похож амулет.
Убедительного ответа нет. Но если бы все можно было объяснить, мы, наверное, не нуждались бы больше в услугах ученых. И если бы ученые не сомневались в неоспоримых фактах, не было бы никакого прогресса. Порой надо пофантазировать, попридумывать разные объяснения.
Еще одна тайна гробницы Тутанхамона
Пофантазируем и мы. Откуда у фараона, например, кинжал из нержавеющей стали? В ноябре 1922 года экспедиция Говарда Картера обнаружила в Долине царей в Египте гробницу Тутанхамона. Она была полна золотых сокровищ. Однако самой загадочной находкой стал железный кинжал, на котором не было ни следа ржавчины. В то время железо ценилось выше, чем золото. Изделия из железа считали роскошью даже фараоны.
Но можно ли этот кинжал считать «искусственным предметом странного происхождения»? В Интернете о нем пишут самые невероятные вещи. Оказывается, он изготовлен из высококачественной нержавеющей стали; в наши дни сталь такого качества можно изготовить лишь в вакууме, а ведь египтяне в то время не знали ни вакуумных технологий, ни метода выплавки стали. Итак, еще одна необъяснимая находка?
Начнем с того, что никто не может сказать, каков именно состав железа, из которого изготовлен кинжал. Никто не знает этого. Материал не анализировали ни сразу после находки кинжала, ни впоследствии. Дирекция Египетского музея в Каире запрещает выдавать кинжал для исследований. Значит, все рассуждения о секретах «фараоновой стали» голословны. Не ржавел же кинжал по вполне понятной причине: в гробнице Тутанхамона было идеально сухо, поэтому все находки сохранились так хорошо.
История приобретения кинжала тоже не составляет секрета. Фараон купил его за границей. Соседи египтян, хетты, давно научились выплавлять железо. Возможно, фараону даже не пришлось прибегать к услугам хеттских купцов. Кинжал могли изготовить из метеоритного железа. В то время железо называли «черной медью, упавшей с неба». Если древнему мастеру посчастливилось найти железный метеорит, ему оставалось лишь придать находке подходящую форму, отшлифовать ее, и кинжал готов можно вручать его фараону.
Быть может, кинжал даже обладает особой кристаллической структурой, которую не получить на Земле. Ведь «обрабатывался» метеорит в вакууме, в условиях невесомости. Впрочем, все это можно узнать лишь после исследования кинжала в научной лаборатории. До этого все разговоры о нем лишь чистая спекуляция.
Динозавр с молотком, или Стоит ли верить находкам?
Итак, странные находки чаще задают нам вопросы, чем отвечают на них. Ясно одно. Пока нет бесспорных доказательств, любое объяснение остается гипотезой одной из многих гипотез.
А спорные доводы С их помощью, например, иные энтузиасты уверяют, что люди жили еще во времена динозавров. В 1936 году в окрестностях деревушки Лондон в американском штате Техас среди породы возрастом сто миллионов лет был найден камень. Внутри него находился металлический молоток, насаженный на деревянную рукоятку. Противники Дарвина, креационисты, которых в США имелось немало, встретили находку с восторгом. По их мнению, она подтверждала, что никакой эволюции нет. Права Библия, а не этот выскочка Дарвин. Что сейчас живут люди, что сто миллионов лет назад жили люди, созданные Господом Богом по своему образу и подобию. А обезьяны тут ни при чем молотки они не мастерят.
Значит, люди жили в одно время с динозаврами? Может быть, отмахивались молотками от надоедливых ящеров? Или охотились с ними на бронтозавров? Находка, сделанная в русле реки, впечатляет, но доказывает ли она что-нибудь? На вид молоток как молоток. Такими в ХIХ веке пользовались. Как же он попал внутрь доисторического камня?
Разгадка тайны проста. Кто сказал, что камень доисторический? При определенных условиях речные отложения могут за несколько лет спрессоваться и окаменеть. Если в них увязнет брошенный в реку молоток, то окажется внутри камня. Если же поток унесет его и прибьет к древнейшему слою породы, то готова сенсация. Лишь тщательное исследование камня и самого молотка покажет их истинный возраст.
В хаосе противоречивых теорий не разобраться без точной науки. Чтобы отличить истину от фальсификации, нужно удивляться. Нельзя принимать на веру любую понравившуюся гипотезу. Она должна уцелеть под перекрестным огнем критики. Истина закаляется в горниле скепсиса. Тем удивительнее может быть истина.