Методические материалы, статьи

Невидимые убийцы

Они нападали молниеносно. Убивали бесшумно, сея страх и ужас. В средневековой Японии, где сто лет не стихала гражданская война, такие бойцы как нельзя были кстати, и их ремесло долго оставалось в цене, а таланты вошли в легенду.

Как разделить миф и правду, говоря о старинной касте убийц?

На сто вспоминающих —
один прозревший.
На сто прозревших — один знающий.
На сто знающих — один могущий.

Ал. Медников. Памяти Лао-цзы



Он был, как червячок, заведшийся в кроне. Или как змея, готовая прыснуть ядом. По ночам темная одежда скрывала его тело; маска прятала лицо. Его недаром звали «воин-тень». Как тень, отброшенная скалой, он мог быть недвижен. Свою жертву он ждал часами, ибо терпение было доблестью, которой его учили. И звали его ниндзя.

Полет над судьбой ниндзя

В последние десятилетия появилось много фильмов, где главными героями являются ниндзя. Словно маги и волхвы, они творят невозможное. Встав на линию огня, ловят пули зубами. Почище человека-невидимки растворяются в воздухе. Не сделав и шагу вперед, перелетают через головы врагов, напавших на них, или вскакивают на крышу дома — почти на трехметровую высоту. Авторы фильмов ссылаются на рассказы японских хронистов.

Подлинная история ниндзя — тайных убийц и шпионов, служивших в средние века видным японским самураям или даймё (князьям), — слагается из фантазий и легенд, но за ними ловкие трюки, которым обучали в школах ниндзя. Только на острове Хонсю в разное время число таких секретных школ колебалось от 25 до 70. Все, что в них делалось, было абсолютно секретно.

Попробуем приподнять завесу тайны над искусством ниндзя. Когда и как началась история ниндзя?

Сыплются стрелы людские…

Как известно, большинство религий осуждает насилие. Однако буддийская школа дзэн, очень популярная в Японии, дозволила многие запрещенные прежде мирские увлечения.

Японские мечи: танто, вакидзаси и катана

В древности в горах близ Киото поселились ямабуси — монахи, делившие дни между молитвами и физическими упражнениями. Из упражнений, которые они выполняли, сложилось особое боевое искусство — ниндзюцу. Историки полагают, что оно возникает уже в конце VIII века. В 1185 году, когда закончилась война Гэмпэй — кровавая гражданская война, раздиравшая страну, — искусство ниндзюцу уже вполне сформировалось.

В это время на службе провинциальных князей и самого сёгуна Минамото, верховного главнокомандующего и фактического правителя страны, уже состоят ниндзя — секретные агенты, которых побаивались очень многие.

У ниндзя было много работы. Пламя войны стихло, но под спудом власти еще тлела вражда. Часто даймё ненавидели друг друга, а сёгун побаивался их всех. Если противники открыто не пускали друг в друга стрелы, то с тем большим злорадством они отправляли в стан врага своих агентов. Их делом было не только убийство.

Бродя по стране, они осматривали крепости и замки князей, примечали, готовятся ли те к войне. Обходили деревни, которыми владели даймё, пересчитывали число домов, чтобы понять, сколько людей князья могут собрать в свои отряды в случае мятежа.

Шпион под знаменем денег

Совершив рейд, ниндзя вновь удалялись от мира. Обычно они жили в горах, куда не забредают чужие люди. Их поселения охранялись. В некоторых проживало всего несколько человек; в других — сотни ниндзя со своими семьями, ведь в Средние века профессия «воина-тени», как и многие ремесла, передавалась по наследству. Кто родился в семье ниндзя, обычно только им и мог стать.

Внутри клана царила строгая иерархия. Всем заправлял командующий — дзёнин. Его ближайшими помощниками были тунины. Они передавали приказы гэнинам — бойцам — и следили за их исполнением. Со временем ряды гэнинов и даже тунинов стали пополнять пришлые, посторонние люди — прежде всего ронины, «перекати-поле», обедневшие самураи, рыскавшие по стране ради добычи.

Вечно предававшие чужаков, ниндзя тем сильнее ценили дружбу своих собратьев по клану. Они были избранниками — заговорщиками против всего остального мира, и им не важно было, на чьей стороне они воюют: они привыкают воевать против всех.

Ниндзя в одежде странствующего монаха (слева) сражается с самураем

Ниндзя — не слуги князей; они лишь выполняют работу за деньги. Душа ниндзя переменчива, как чаша весов: пачка денег, брошенная на нее, перевешивает привязанность. Тайные агенты часто помогают тем, кто больше платит.

Лишь секреты своего клана они обычно не выдавали. Знания, накопленные ими, хранились в глубокой тайне, как и методы обучения в школах ниндзя.

Скрытность порождала легенды.

Нередко ниндзя распускали слухи сами. Пусть враги ждут от них чудес, пусть знают, что ниндзя умеют летать, превращаться в зверей или побивать десятерых. Потому что горе тем, кто дерзнул сразиться с волшебником!

Поле смерти и Замок наслаждений

Пришли дни, когда стали сражаться все. В ХV веке Япония фактически распалась. Каждый даймё заводил себе дружину и нападал на соседей, видя в каждом — врага. Всюду шли междоусобные войны, а вскоре была сожжена и столица. Во многом был виноват правитель.

В 1443 году к власти пришел новый сёгун — Асикага Ёсимасу (1435 — 1490). Он был еще ребенком, но и, повзрослев, не занимался делами. Не способен был править страной, зато не знал удержу в тратах, затевая роскошные пиры, собирая творения искусства и дорогие безделицы. Все это и поставило страну на грань краха. Правители задолжали немалые деньги «ничтожным людишкам» — купцам и, чтобы добыть средства, безжалостно обирали чернь.

В своем Замке наслаждений (Гинкакудзи) сёгун и его друзья предавались бесконечным чайным церемониям, любовались картинами, наблюдали звезды и Луну, а страна была охвачена беспримерными смутами и раздорами. Голод и бессилие звали людей к оружию.

Кама, серп с деревянной рукояткой

Сёгун Ёсимаса долго оставался бездетным и потому усыновил монаха Ёсими, обещая сделать его сёгуном. Однако, когда у сёгуна все же родился сын, он решил отступить от обещания. Тогда, в 1467 году, на улицах Киото вспыхнули бои — началась Война годов Онин, продлившаяся десять лет. В нее были втянуты все могущественные японские кланы. При слабом сёгуне в стране не осталось единой власти. Одна война спешила сменить другую.

В 1478 году началась Эпоха воюющих провинций, Сэнгоку дзидай. Она продлилась до 1577 года. Главными фигурами ее стали самурай и ниндзя — меч сражений и кинжал засады, солдат дня и убийца ночи. На поле, где жнут смерть, лезвие серпа лишь оттачивается.

Два разных пути

«Где бы я ни находился, в горах или под землей, в любое время и везде мой долг обязывает меня охранять интересы моего владыки» — сказано в клятве, которую приносил самурай. Он шел путем воина и подчинялся долгу. Самураю запрещалось лгать, злословить, совершать бесчестные поступки; он обязан был презирать роскошь и деньги. «Правое дело — все, жизнь — ничто» — говорилось в кодексе самураев. Большинство их старались следовать заповедям, хотя в Эпоху воюющих провинций предавать стало так же легко, как дышать. Тогда многие самураи забывали свой долг, сбивались с пути и гибли, проклятые всеми.

Ниндзя же никогда не знали, что такое честь. Они были живым воплощением грязных мыслей самураев. Если самурай следовал долгу и не убивал из засады, он мог нанять ниндзя. Если самурай брезговал тайно проникать в дом врага, он нанимал ниндзя. Так белое оставалось белым, а черное — черным. Честь была сохранена, а враг лежал с кинжалом в груди.

Путь самурая — прям, как пущенная стрела. Путь ниндзя — извилист, как движения змеи. Самурай открыто сражался под поднятым знаменем. Ниндзя предпочитал поднимать знамя врага и, смешавшись с отрядом, устраивать резню.

Невидимый и всезнающий с серпом в руках

Когда оседает облако пыли, видно, что породило его. Когда оседают слухи, остается ниндзя и видно его умение. В своих секретных школах ниндзя учились многому. Они закаляли тело и дух, подолгу тренировались, занимаясь боевыми искусствами. Но это еще не все. В любом обществе легко стать «невидимыми». Этому знанию постоянно учились ниндзя. В своих школах они много занимались физиогномикой, привыкая по внешности распознавать намерения человека. Они изучали традиции различных японских провинций, условия жизни в них, климат, знакомились с манерами людей из разных слоев общества — копировали их, чтобы в любом городе не быть чужими. И на них смотрели с доверием.

Очень много времени ниндзя готовились к поединку с врагом. Они умели обращаться с любым видом оружия и прекрасно знали жизненно важные точки человека. Ударив ребром ладони, могли вызвать остановку дыхания и смерть. Владели они и огнестрельным оружием, ведь в 1543 году португальские купцы ввезли в Японию мушкеты, и местные оружейники наладили их выпуск десятками тысяч.

Некоторые виды оружия из арсенала ниндзя

Ниндзя хорошо разбирались в ядах и часто поражали своих врагов, раня их отравленной стрелой или металлической звездочкой, чьи концы были пропитаны ядом. В качестве отравы использовали природные токсины: яд рыбы фугу, пауков, скорпионов, а также грибной яд. Нередко ниндзя сражались отравленными мечами, упрощая себе убийство; подсыпали яд в еду или вливали его спящему в рот, а то и подкладывали в постель живых скорпионов.

Ниндзя умели лазить на стены и деревья, выбирать место для засады и, замаскировавшись, сидеть — ждать жертву. На надувном плоту из тонкой кожи они переплывали реки и озера. Прятались под водой, дыша через бамбуковую трубку или с помощью надувного кожаного мешка — своего рода акваланга. Подолгу могли оставаться в ледяной воде и без пищи.

В этих убийцах ценились смекалка и хитрость. Под их руками любой предмет мог стать оружием. Кусаригама напоминала собой заостренный серп, к которому на цепи был привязан груз: эту связку ниндзя кидал во врага. На пальцы ниндзя надевал железные когти и ими наносил раны в единоборстве. Во рту прятал фукибари — трубочку, из которой, сблизившись с врагом, стрелял иголками. При себе держал бамбуковую трубку с насыпанным в нее порохом и швырял ее в лицо противника. В случае преследования бросал под ноги врагам тэцубиси — звездочку с торчавшим из нее ядовитым шипом. У женщин-ниндзя был популярен какутэ — кастет, чьи выступающие части смазывались ядом.

Передвигались ниндзя обычно пешком, боясь, что лошадь могла выдать себя и их. За день проходили более ста километров. Хитро запутывали следы и подолгу разучивали секретную походку: убегая после убийства, они ставили ноги так, что преследователи не узнавали направление побега. Покидая дом жертвы, поджигали его. Домочадцы и слуги, спеша спасти жилище, тушили огонь или выносили вещи, а убийца, пользуясь суматохой, уходил.

Растоптать змею!

Ниндзя не думал о чести, расправляясь с врагом, но одна доблесть была ему ведома: он никогда не выдавал, где жили его семья и его клан, и, чтобы не сказать этого под пытками, закалывал себя ударом кинжала или раскусывал капсулу с ядом, которую держал за щекой, а иногда еще и увечил себе лицо, скрывая его черты. Из тени ночной приходил воин-тень и при свете факелов растворялся в смертном мраке.

И добровольная смерть являлась для ниндзя лучшим исходом. Ведь ненависть к нему была неописуема.

Пока ниндзя был на свободе, в его руках была жизнь любого человека. Утратив свободу, сам становился мишенью. Знаменитый разбойник ниндзя Исикава Гоэмон, «японский Робин Гуд», 24 августа 1594 года был вместе с семьей сварен в кипящем масле. Его обвиняли в том, что, пользуясь бумажным змеем, он пытался взлететь на крышу дворца в Нагое и похитить венчавшие дворец золотые украшения.

19 мая 1570 года ниндзя Сугитани Дзэнъюбо, укрывшись в засаде, дважды выстрелил в полководца Оду Нобунагу, фактического правителя Японии. Пули ударили в панцирь, но не пробили его. Ниндзя бежал. Четыре года агенты Оды искали беглеца, а поймав, пытали шесть дней и наконец подвергли особой казни — нокогири-бики. Его вкопали в землю по пояс, затем принесли большую пилу, надпилили шею с обеих сторон и оставили пилу рядом с беглецом. Каждый мог подойти и отрезать любую часть его тела. Толпа не расходилась. Но и этого было мало — через несколько дней его, все еще живого, раскопали и распяли.

Прогресс в бухте Эдо

Ода Нобунага недаром стал объектом покушения ниндзя — он вознамерился вытравить это «дьявольское семя», избавиться от «трусливых убийц». Против ниндзя из провинции Ига — числом их было 4000 человек — Ода Нобунага бросил целую армию из 46 тысяч самураев. И ниндзя вырезали, как скот. Лишь немногие сумели бежать в горы и укрыться от нападавших.

С воцарением в 1603 году нового сёгуна, Токугава Иэясу, окончательно ушла в прошлое вольница «воюющих провинций». В Японии установилась твердая власть сёгуна. Для него не должно было оставаться тайн в подначальной ему стране. Надлежало избавиться от ниндзя. Им было разрешено стать телохранителями сёгуна или служить в его тайной полиции. Всех неподчинившихся преследовали как разбойников. Так пресекся путь ниндзя.

Последний раз ниндзя служат правителю страны летом 1853 года. Тогда в бухту Эдо (Токио) вошли четыре американских военных корабля под началом коммодора Мэтью Перри. Это было неслыханным событием.

Вот уже более двух веков Япония была отгорожена от всего остального мира. Она закрыла свои границы, никто не мог въехать в страну и никто, под страхом смерти, не мог покинуть ее.

И вот американские корабли в бухте Японии, и коммодор Перри по поручению правительства США передает сёгуну послание: Японии предлагалось подписать торговое соглашение, а также открыть для американцев гавани в Симоде и Хакодатэ.

Тогда на борт коммодорского корабля был направлен ниндзя Савамура Ясусукэ. Ему поручалось найти тайные бумаги гостей, чтобы выяснить истинные намерения. Ниндзя с блеском выполнил задачу. Он нашел листы, которые коммодор прятал ото всех, и благополучно доставил находку на берег. Но… это были скабрезные голландские стишки о том, как француженка хороша в постели, а англичанка — на кухне.

Через несколько месяцев Япония заключила договор с США, а позднее — с Англией, Францией, Россией, Пруссией и Нидерландами. Страна устремилась в будущее, а ниндзя… они остались в прошлом.

Александр Волков

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005