О чем не смогли умолчать Козьма и Демьян
Речь пойдет, конечно, не о легендарных врачах-бессребрениках, прославившихся своими чудесами, чей день на Руси отмечали первого ноября. Разговор о другом. На территории Московского Кремля в средневековье стоял храм во имя Козьмы и Дамиана. Следует напомнить, что церкви такого посвящения в русских городах освящали в основном в районахпроживания кузнецов.
Почему же храм Козьмы и Дамиана появился в великокняжеской резиденции Москвы?
Археологи ответили на этот вопрос.
Сегодня церковь Козьмы и Дамиана мы можем увидеть лишь на старых планах Кремля. Ее снесли в конце ХVIII века, когда освобождали место для дворца, проект которого принадлежал знаменитому архитектору Михаилу Казакову. Сооружение огромного, трехугольного в плане здания заняло более десяти лет, и сегодня, обозревая кремлевские достопримечательности, можно любоваться этим редким в Москве памятником эпохи русского классицизма.
|
|
Выяснилось, что уже в то время здесь возделывали рожь и овес, пшеницу и просо, выращивали и коноплю. Прочное место занимала в рационе жителей города и гречиха ее зерна постоянно встречаются в слоях от XII до XV века.* (Исследования злаков проведены сотрудником ГИМ Н.А. Кирьяновой.)
|
|
В основном это предметы роскоши, они поставлялись для высшей знати. Только стеклянные бусы и браслеты, производившиеся в Киеве и некоторых других городах в домонгольское время, считались доступными и недорогими украшениями горожанок.
Выяснилось и другое: уже в древности в этом, центральном районе города размещались мастерские ремесленников. Был обнаружен угол сгоревшей в пожаре постройки конца XII столетия, хозяин которой занимался сапожным делом, обрезки кожи, детали обуви, заготовленные впрок (подошвы, задники, головки), были здесь в изобилии. От мастерской начала ХШ века по изготовлению изделий из меди (скорее всего, украшений) осталась лишь яма, в которой четко фиксировались окислившися капли металла и куски пластин-заготовок зеленого цвета.
Район археологических раскопок включал в себя и территорию, на которой когда-то размещался храм Козьмы и Дамиана. Надежды на то, что можно будет зафиксировать какие-то фрагменты его фундаментов, у археологов не было: южное крыло здания конца XVIII века встало как раз на месте древнего храма. Но о его незримом присутствии говорили найденные во множестве кости человеческих скелетов захоронения обширного кладбища были нарушены, когда сооружался дворец.
Несколько слов стоит сказать об истории этого храма в Кремле.Нам не известна точная дата его появления в укрепленном центре Москвы. Впервые о нем сообщили русские летописи, когда описывали пожар в крепости, случившийся 24 октября 1476 года. Пожары второй половины XV cтолетия вообще необычайно подробно описаны в летописях, поскольку великий князь Иван Ш лично участвовал в их ликвидации. В тот раз пожар начался «близ Никольских врат в 5 час дне межи церквей Введения Богородицы и Козьмы Дамиана».
|
Еще представилась возможность изучить небольшой участок кладбища, не нарушенного строительством. Сохранилось шесть непотревоженных захоронений в деревянных долбленых колодах и дощатых гробах. Они размещались на глубине трех четырех метров от современной поверхности и относились к древнейшей части некрополя. Среди них было одно детское, остальные взрослых людей. Наконец-то можно было детально и подробно изучить захоронения, конструкции гробов и их инвентарь. В нескольких лежали небольшие ритуальные сосудики глиняные поливные чашечки. Подобные им были в погребениях XIV-XV веков, в том числе в могилах князя Дмитрия Ивановича Донского (1389 год), великой княгини Софьи Витовтовны (1453 год), жены Василия I.
|
Но, пожалуй, самой интересной была находка обломков белокаменных намогильных плит, весьма важная для уточнения датировки.
Эти плиты (а вернее их части) орнаментированы крупными врезными треугольниками, известными в исторической литературе как «волчий зуб». Орнамент этот весьма архаичен. Подобные намогильные памятники были обнаружены в северной части Соборной площади Кремля (район Успенского собора) и датированы ХШ началом ХIV веков. Эти плиты с древнейшим вариантом рисунка как раз-то и позволяют утверждать, что по крайней мере в середине XIV cтолетия в Кремле уже существовала церковь во имя Козьмы и Дамиана. Возможно, она была первоначально деревянной и лишь позднее каменной.
На этом открытия археологов не закончились. Удалось пролить свет на причину появления в историческом центре Москвы церкви Козьмы и Дамиана. Дело в том, что храмы этого посвящения, как уже было сказано, издревле ставились на Руси в городских районах, где жили и работали кузнецы. Святые Козьма и Дамиан всегда почитались покровителями людей этой огненной профессии. И вот археологам удалось найти к северу и западу от места расположения храма многочисленные свидетельства работы не только кузнецов, но и металлургов.
|
Дальше больше. Был найден развал глиняной конструкции кузнечного горна. Все эти факты оказались настолько неожиданными, что первое время в них трудно было поверить.
Археологам очень хорошо известно, что традиционно сыродутное производство это деревенский промысел, весьма нерентабельный в городских условиях. Следы металлургического ремесла крайне редко фиксируются в древнерусских городах, и то только на посадах, в стороне от жилых кварталов, еще и потому, что чрезвычайно велика опасность возникновения пожаров. И хотя исследователи считают, что выплавка металла в Кремле во второй половине XIV столетия проводилась эпизодически, а все-таки проводилась же! Более того, совершенно ясно, что в XIV веке кузнецы работали здесь постоянно. Среди находок есть аморфные выплески цветных металлов (олово, свинец), обломки и целый экземпляр жаропрочных глиняных тиглей для плавки небольших порций металла.
В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что впервые были получены очень важные сведения о ремесле в этой части Кремля в ХШ XV веках. И хотя размещение его в великокняжеской и митрополичьей резиденции, рядом с двумя крупными монастырями, вызывает удивление, тем не менее это уже установленный факт.
А город продолжал развиваться, и Кремль не был исключением. В конце XV cтолетия он превратился в пышную резиденцию, значительно обновленную при великом князе Иване Ш Васильевиче. Появились новая крепость и храмы, гражданские постройки из камня и кирпича дворец великих князей, Казенный двор, палаты знати. Иван Ш выселяет с территории укрепленного центра Москвы большие группы людей, и в первую очередь не принадлежащих к верхушке феодального общества. Именно тогда исчезает и ремесленный район возле Никольских ворот. Напоминанием о нем еще долгое время служила церковь Козьмы и Дамиана. А нам удалось ответить на вопрос, что же освящала она собою в период средневековья.