Чувствительность и бесчувствие
Я уверена, что в XXI веке европейская культура совершит сдвиги от рациональности и прагматичности к чувствам и чувствительности. Конечно, я не имею в виду, что люди перестанут быть разумными или они перестанут добиваться успеха в конкурентной борьбе. Речь идет о малозаметной (пока) перестановке акцентов, от которых, тем не менее, зависит выбор жизненных стратегий.
Например, отношение к успеху. Существует стереотипное представление о человеке, готовом добиваться успеха любой ценой, а потом расплачиваться за него опустошенностью, отчуждением от близких людей, разочарованием в жизни. Возможно, вас удивит, как удивило и меня, что по многим тонким социологическим исследованиям, где затрагивается цена деятельности, большинство не хотят жертвовать ради успеха своими чувствами и чувствами своих близких, отношениями с семьей и друзьями.
Сергей Сергеевич Аверинцев считал, что «эпоха рациональности» закончилась уже в 80-х годах ХХ столетия. Американский социолог Давид Янкелович к концу семидесятых отнес сдвиг в сознании населения, который выражается в желании оставаться самим собой и нежелании жертвовать своим внутренним миром, своим личностным развитием ради материального благополучия. В практически единственном исследовании такого типа в нашей стране российский социолог Владимир Магун, зафиксировав «революцию притязаний» молодежи в конце 80-х годов, на протяжении вот уже тринадцати лет отмечает нежелание молодых людей жертвовать своими отношениями с семьей и затрачивать чрезмерные усилия, требующие отказа от себя, ради материальных благ, которых, конечно, им очень хочется сейчас и сразу.
Наблюдения психолога-психотерапевта не положишь на язык цифр и не используешь в качестве доказательств, но возможность в течение десятилетий отслеживать множество индивидуальных возможностей глубоко вникать в жизненные судьбы, жизненные стратегии и строить генограммы семей для нескольких поколений дает психологу право судить об изменениях жизненных стратегий на уровне качественного анализа. Сейчас и в социологии многие предпочитают качественный анализ, когда по нескольким избранным случаям делается прогноз о тенденциях в обществе.
Надо признать, что между социологами и психотерапевтами есть все же небольшая разница. Социологи сами выбирают типичные случаи, а к нам приходят люди со своими проблемами, выбирая нас. Возможность ошибиться, прогнозируя тенденции, велика и в том, и в другом случае. Но у нас есть одно огромное преимущество: мы не только выслушиваем проблемы, изучаем судьбы, биографии и тому подобное, мы входим в положение человека с проблемой, мы обязаны вчувствоваться в его состояние. Длительная работа такого характера позволяет стать чувствительным датчиком многих болевых проблем общества.
Ещё больше информации по теме вы найдёте на сайте журнала chernoer.ru для мужчин об отношениях с женщинами, интимной жизни, о том, как стать идеальными партнерами и не давать страсти угаснуть.
Бесчувствие
Когда человек говорит, что он хочет чувствовать себя, мы можем констатировать, что он: а) сознает свое бесчувствие и б) он хочет чувствовать.
Чувствительность начинается с ощущений. Это основной наш алфавит. Давление, тепло, свет, упругость и шероховатость, вязкость, тон звука, боль это все можно сравнить с буквами, которые еще надо сложить в слова. А есть еще смутные ощущения, которые не имеют собственных названий и доступны нам, поскольку мы можем перевести их на язык доступных нам ощущений. Например, если речь идет об ощущениях внутренних органов, мы говорим: где-то колет, режет, сосет под ложечкой, жжет в желудке, а где-то легко, тепло Мы говорим даже «острое» ощущение (перевод на язык осязания).
Ни один человек, жалующийся на бесчувствие, не скажет, что он не в состоянии ощущать боль, свет, тепло. Более того, он, как правило, жалуется на постоянно возобновляющуюся боль в голове, в сердце, в спине, для которой нет причины, либо на другие странные ощущения вроде «пустоты» внутри или «внутренней дрожи». Речь идет о бесчувствии при обостренной чувствительности, что вызывает тревогу и заставляет обратиться к психологу.
Что стоит за этим странным бесчувствием? И почему оно странное? Да потому, что в радости человек, осознавая радость, не чувствует того, что «положено»: легкости, приподнятости, «остроты» ощущения. Он тоскует по этим ощущениям, как по утерянному раю, ведь когда-то он это все чувствовал, хотя бы в детстве или в юности.
Вот и просят психолога: «Я хотел(а) бы вернуть ту полноту жизни, которая у меня была» до женитьбы , до работы , до того, как занялся бизнесом и приобрел собственность , а иногда и до того груза отношений с детьми, который вызывает подавленность и усталость. То есть то, что должно радовать и доставлять удовольствие общаться с детьми, водить машину, возиться в саду, перестает радовать (или не радует с самого начала) и вызывает лишь напряжение, усталость, давление ответственности. А если что-то радует, то радость лишена красок тех самых первичных ощущений («головная радость»). Можно сказать, что каким-то образом человек оказывается «отрезанным» от своих ощущений, то есть его эмоции, его чувства, обоснованные и воспринимаемые сознанием, «отрезаны» от первичных ощущений, от чистых основных красок, и поэтому кажутся неполноценными.
Теперь рассмотрим «странное бесчувствие», на которое почти никто не жалуется, а даже иногда и гордятся. «Я не чувствую боли», «я никогда не обижаюсь», «я никогда не плачу», «я никогда не расстраиваюсь» из-за неудач. Часто подобное «бесчувствие» воспринимается как собственное достижение, но при этом вызывает недоверие к своим чувствам и чувствам других людей, слишком сильная эта бесчувственность выдает себя особой склонностью к рациональным объяснениям, интерпретациям, формализованностью мышления, а затем и поведения. Человек гордится полной своей предсказуемостью и обоснованностью каждого поступка, но тут-то поразительный итог! начинаются непредсказуемые реакции собственного тела: тик, вялость, невыразительность, «стертость» движений или мимики, заболевания внутренних органов. Далее непредсказуемым вдруг оказывается поведение близких людей. Все объясняя и интерпретируя, такие люди не могут объяснить неудачи своих детей, страдания своих жен и мужей и идут к психологу не со своими проблемами, а с проблемами своих близких. Они уверены, что дело не в них, хотя именно они не могут быть счастливы.
Можно сказать, что они сами старались «отрезать» от себя свои негативные чувства и преуспели в этом. Но «отрезав» с одной стороны, «отрезав» с другой, они так сузили «поле своей чувствительности», что очень многое перестали чувствовать. Прежде всего в отношениях с другими людьми. В тех, которые причиняют нам боль, обиду. «Нежелательные» ощущения, связанные с обидой, болью: спазмы, жжение слез, сжатие мышц получают определенный ярлык и подвергаются интеллектуальной вивисекции: «мужчины не плачут», «разумные люди не обижаются» (читай если ты все-таки испытываешь обиду, ты не разумен). Этот способ утраты чувствительности действительно доступен только разумным и рациональным. И потому им потом так особенно трудно поверить в то, что они сами завели себя в ловушку, из которой очень нелегко выбраться.
А «утратившие радость», как правило, люди волевые, способные добиваться поставленных целей. Их механизм «отрезания» проще: они, как правило, переступают через боль, через неприятные ощущения, сначала свои, а потом и чужие, подавляя их, заталкивая поглубже, вытесняя из сознания. Помните, как в «Приключениях Алисы» подавляли «персонажа» суда? На него просто сели, «подавили». Очень похоже. Подобные проблемы чаще всего возникают у людей, достигших и достигающих, поэтому они особенно болезненно воспринимают свою неспособность справиться с появившейся ниоткуда пустотой и неудовлетворенностью.
Чувствительность
Кому же удается быть чувствительным, то есть жить и наслаждаться своими ощущениями? Кто они такие? В первую очередь, это дети, остро чувствующие свои желания и способные радоваться и горевать во всей полноте спектра своих ощущений, с цветными снами и яркими фантазиями. Но мы учим детей обуздывать свои чувства. Во вторую очередь, это сумасшедшие, которые плачут, когда им больно, и смеются, когда им хорошо, которые живут в своих выдуманных мирах и почти что реальных галлюцинациях. Но мы изолируем их от общества.
Мы все располагаемся где-то между ними, иногда пытаясь вернуться в утраченное состояние детской непосредственности и восприимчивости, а иногда опасливо и с любопытством приближаясь к той грани, за которой что?
История безумия тоже совершила удивительный поворот от полной противоположности разуму и человеку к чему-то такому, что становится повседневной реальностью. «Дурак это не отсутствие ума, это такой ум» как говорил Б.Г. Ананьев. Эволюция отношений «безумие и общество» была просто стремительной в эпоху «нового времени». От положения животного (не человека), которого держали, как зверя, на цепи, через положение преступника в тюремной изоляции, через положение больного соответственно рост диагностики и методов лечения, до положения полноценного, но особого члена общества, который может ходить «в безумие и обратно» (или что там увидела Алиса). Граница между нормальной психикой и безумием не то чтобы стерлась, но сильно заколебалась, а новейшие психотропные средства, в том числе и многие наркотики, открыли дорогу в совсем еще недавно закрытый мир, из которого не было возврата. Соблазн заглянуть за Зеркало и вернуться становится для многих смертельной ловушкой.
Можно ли сохранить полноту ощущений, но не впасть в зависимость от них? Оказывается, полнота ощущений и свобода от них не просто возможны одновременно, они только и могут существовать одновременно.
Я только тогда и свободен, когда признаю и принимаю любые свои чувства и ощущения. Я только тогда и ощущаю жизнь во всей своей полноте, когда любое ощущение в мышцах, в нервах, внутренних органах свободно может достичь сознания, как правило, через образы и более сложные чувства, но иногда, если есть острая необходимость, то и напрямую.
Знаете ли вы, что если вы перенесли какую-то серьезную психологическую травму (аварии, неожиданную потерю близких), то потом на долгое время, а может быть, и на всю жизнь нарушается кровообращение в конечностях холодеют кончики пальцев на руках или ногах, могут холодеть и синеть кисти рук целиком. Речь, конечно, не идет о серьезном нарушении кровоснабжения в основных крупных сосудах, но капилляры, которых у нас огромное количество, могут как закрываться, так и открываться. Конечно, мы имеем дело именно с субъективными ощущениями (в данном случае тепло, холод), но они постоянно фиксируются при различных травмах. Наверняка они бывают и в связи с другими психологическими проблемами.
Но сейчас мы познакомимся с необычными случаями полной свободы и доверительного отношения со своими чувствами. Раньше подобные случаи были чрезвычайно редки и считались курьезами. Сейчас подобному отношению к своим ощущениям можно научиться, получив доступ к более глубоким уровням нашего организма. Эта способность чем-то сродни переводу на родной язык с иностранного.
Бывают ситуации, когда нам нужна экстренная помощь всех наших чувств и ощущений, когда возникает угроза жизни и здоровью. Эти две истории именно такого рода. Первая случилась с молодой девушкой, мать которой была художницей, с достаточной широтой взглядов и любовью ко всему натуральному и естественному. У девушки поднялась высокая температура, ее лихорадило. Врач поставил диагноз: грипп, посоветовал пить горячий чай с лимоном и удалился. Мать порадовалась, что не надо принимать никаких таблеток, кроме аспирина, и девушка постаралась заснуть. Но как только она стала засыпать, у нее начался то ли сон, то ли видение три дамы средних лет в старомодных длинных платьях и шляпах с большими полями, а поля с цветами и фруктами. Они склонились над ней, закрывая ее своими шляпами, и велели ей идти разбудить мать и попросить ее на следующее утро организовать для дочери анализ крови, который делают алкоголикам. Девушка слабо отбивалась от них, сознавая, что это бред из-за высокой температуры. Мысленно она отвечала им, «причем тут алкоголики, я вообще не пью». Но «дамы» не отставали и не давали ей спать. Тогда она встала и пошла в комнату матери, но не решилась рассказать все эти глупости и попросила только чашку горячего чая. Но когда она снова легла в постель, снова перед глазами появились три дамы и стали ее ругать за то, что она их не послушалась. «Мы не дадим тебе спать» «заявили» они. И девушке ничего не оставалось, как пойти к матери и попросить ее об анализе крови. Надо сказать, мать не удивилась и не отмахнулась. На следующий день сделали анализ крови, и он показал, что у девушки острая форма гепатита. Поскольку болезнь захватили в самом начале, ее удалось быстро вылечить. Случай этот произошел давно, и девушка под сильным впечатлением от этой истории стала известным психотерапевтом.
Вторая история относится к нашим дням, и ее герой зрелый человек, мужчина 42 лет, замечательный врач, доктор наук, человек, сделавший себя сам, родившийся в глухой деревне, в бедной семье. Однажды ночью ему приснилось, что он изучает очень четкий рентгеновский снимок легких и находит там раковую опухоль в одном из сегментов. Потом он каким-то образом понимает, что он смотрит свой собственный снимок. Он пришел на работу и рассказал свой сон коллегам. Они, конечно, подняли его на смех. Но он попросил их сделать снимок легких. Вдоволь поиздевавшись над мнительным коллегой, который верит в сны (доктора большие скептики и циники), рентгеновский снимок все-таки сделали.
А потом с вытянутыми лицами спросили: «А в каком сегменте ты видел опухоль?» Все оказалось точно. Опухоль была еще маленькой и без метастазов, ее прооперировали, и доктор, слава Богу, жив-здоров. Он человек очень творческий, жизнелюбивый и часто действует не по правилам, идя против канонов и совершая открытия в своей области.
Оба этих человека не только состоялись и достигли успеха, они сохранили свою детскую восприимчивость, способность к неожиданным поворотам судьбы и способность жить в согласии с самими собой. Они не потеряли чувствительность и позволяют себе быть счастливыми. Наверное, такие люди были во все времена, но сейчас, в эпоху возврата способности чувствовать, подобное мироощущение хотели бы обрести многие люди. Они уже понимают, что без этого не могут быть счастливы. И, как всегда, когда появляется массовая потребность, появляются и средства, появляются технологии обучения. Мы можем научиться слушать себя, доверять себе и наслаждаться всей полнотой ощущений. И можем начать учить этому своих детей уже сейчас. Время пришло.