Методические материалы, статьи

Чувствительность и бесчувствие

Я уверена, что в XXI веке европейская культура совершит сдвиги от рациональности и прагматичности к чувствам и чувствительности. Конечно, я не имею в виду, что люди перестанут быть разумными или они перестанут добиваться успеха в конкурентной борьбе. Речь идет о малозаметной (пока) перестановке акцентов, от которых, тем не менее, зависит выбор жизненных стратегий.

Например, отношение к успеху. Существует стереотипное представление о человеке, готовом добиваться успеха любой ценой, а потом расплачиваться за него опустошенностью, отчуждением от близких людей, разочарованием в жизни. Возможно, вас удивит, как удивило и меня, что по многим тонким социологическим исследованиям, где затрагивается цена деятельности, большинство не хотят жертвовать ради успеха своими чувствами и чувствами своих близких, отношениями с семьей и друзьями.

Сергей Сергеевич Аверинцев считал, что «эпоха рациональности» закончилась уже в 80-х годах ХХ столетия. Американский социолог Давид Янкелович к концу семидесятых отнес сдвиг в сознании населения, который выражается в желании оставаться самим собой и нежелании жертвовать своим внутренним миром, своим личностным развитием ради материального благополучия. В практически единственном исследовании такого типа в нашей стране российский социолог Владимир Магун, зафиксировав «революцию притязаний» молодежи в конце 80-х годов, на протяжении вот уже тринадцати лет отмечает нежелание молодых людей жертвовать своими отношениями с семьей и затрачивать чрезмерные усилия, требующие отказа от себя, ради материальных благ, которых, конечно, им очень хочется сейчас и сразу.

Наблюдения психолога-психотерапевта не положишь на язык цифр и не используешь в качестве доказательств, но возможность в течение десятилетий отслеживать множество индивидуальных возможностей глубоко вникать в жизненные судьбы, жизненные стратегии и строить генограммы семей для нескольких поколений дает психологу право судить об изменениях жизненных стратегий на уровне качественного анализа. Сейчас и в социологии многие предпочитают качественный анализ, когда по нескольким избранным случаям делается прогноз о тенденциях в обществе.

Надо признать, что между социологами и психотерапевтами есть все же небольшая разница. Социологи сами выбирают типичные случаи, а к нам приходят люди со своими проблемами, выбирая нас. Возможность ошибиться, прогнозируя тенденции, велика и в том, и в другом случае. Но у нас есть одно огромное преимущество: мы не только выслушиваем проблемы, изучаем судьбы, биографии и тому подобное, мы входим в положение человека с проблемой, мы обязаны вчувствоваться в его состояние. Длительная работа такого характера позволяет стать чувствительным датчиком многих болевых проблем общества.

Ещё больше информации по теме вы найдёте на сайте журнала chernoer.ru для мужчин об отношениях с женщинами, интимной жизни, о том, как стать идеальными партнерами и не давать страсти угаснуть.

Бесчувствие

Когда человек говорит, что он хочет чувствовать себя, мы можем констатировать, что он: а) сознает свое бесчувствие и б) он хочет чувствовать.

Чувствительность начинается с ощущений. Это основной наш алфавит. Давление, тепло, свет, упругость и шероховатость, вязкость, тон звука, боль — это все можно сравнить с буквами, которые еще надо сложить в слова. А есть еще смутные ощущения, которые не имеют собственных названий и доступны нам, поскольку мы можем перевести их на язык доступных нам ощущений. Например, если речь идет об ощущениях внутренних органов, мы говорим: где-то колет, режет, сосет под ложечкой, жжет в желудке, а где-то легко, тепло… Мы говорим даже — «острое» ощущение (перевод на язык осязания).

Ни один человек, жалующийся на бесчувствие, не скажет, что он не в состоянии ощущать боль, свет, тепло. Более того, он, как правило, жалуется на постоянно возобновляющуюся боль — в голове, в сердце, в спине, — для которой нет причины, либо на другие странные ощущения вроде «пустоты» внутри или «внутренней дрожи». Речь идет о бесчувствии при обостренной чувствительности, что вызывает тревогу и заставляет обратиться к психологу.

Что стоит за этим странным бесчувствием? И почему оно странное? Да потому, что в радости человек, осознавая радость, не чувствует того, что «положено»: легкости, приподнятости, «остроты» ощущения. Он тоскует по этим ощущениям, как по утерянному раю, ведь когда-то он это все чувствовал, хотя бы в детстве или в юности.

Вот и просят психолога: «Я хотел(а) бы вернуть ту полноту жизни, которая у меня была» — до женитьбы…, до работы…, до того, как занялся бизнесом и приобрел собственность…, а иногда — и до того груза отношений с детьми, который вызывает подавленность и усталость. То есть то, что должно радовать и доставлять удовольствие — общаться с детьми, водить машину, возиться в саду, — перестает радовать (или не радует с самого начала) и вызывает лишь напряжение, усталость, давление ответственности. А если что-то радует, то радость лишена красок — тех самых первичных ощущений («головная радость»). Можно сказать, что каким-то образом человек оказывается «отрезанным» от своих ощущений, то есть его эмоции, его чувства, обоснованные и воспринимаемые сознанием, «отрезаны» от первичных ощущений, от чистых основных красок, и поэтому кажутся неполноценными.

Теперь рассмотрим «странное бесчувствие», на которое почти никто не жалуется, а даже иногда и гордятся. «Я не чувствую боли», «я никогда не обижаюсь», «я никогда не плачу», «я никогда не расстраиваюсь» из-за неудач. Часто подобное «бесчувствие» воспринимается как собственное достижение, но при этом вызывает недоверие к своим чувствам и чувствам других людей, слишком сильная эта бесчувственность выдает себя особой склонностью к рациональным объяснениям, интерпретациям, формализованностью мышления, а затем и поведения. Человек гордится полной своей предсказуемостью и обоснованностью каждого поступка, но тут-то — поразительный итог! — начинаются непредсказуемые реакции собственного тела: тик, вялость, невыразительность, «стертость» движений или мимики, заболевания внутренних органов. Далее непредсказуемым вдруг оказывается поведение близких людей. Все объясняя и интерпретируя, такие люди не могут объяснить неудачи своих детей, страдания своих жен и мужей и идут к психологу не со своими проблемами, а с проблемами своих близких. Они уверены, что дело не в них, хотя именно они не могут быть счастливы.

Можно сказать, что они сами старались «отрезать» от себя свои негативные чувства и преуспели в этом. Но «отрезав» с одной стороны, «отрезав» с другой, они так сузили «поле своей чувствительности», что очень многое перестали чувствовать. Прежде всего — в отношениях с другими людьми. В тех, которые причиняют нам боль, обиду. «Нежелательные» ощущения, связанные с обидой, болью: спазмы, жжение слез, сжатие мышц — получают определенный ярлык и подвергаются интеллектуальной вивисекции: «мужчины не плачут», «разумные люди не обижаются» (читай — если ты все-таки испытываешь обиду, ты не разумен). Этот способ утраты чувствительности действительно доступен только разумным и рациональным. И потому им потом так особенно трудно поверить в то, что они сами завели себя в ловушку, из которой очень нелегко выбраться.

А «утратившие радость», как правило, люди волевые, способные добиваться поставленных целей. Их механизм «отрезания» проще: они, как правило, переступают через боль, через неприятные ощущения, сначала свои, а потом и чужие, подавляя их, заталкивая поглубже, вытесняя из сознания. Помните, как в «Приключениях Алисы» подавляли «персонажа» суда? На него просто сели, «подавили». Очень похоже. Подобные проблемы чаще всего возникают у людей, достигших и достигающих, поэтому они особенно болезненно воспринимают свою неспособность справиться с появившейся ниоткуда пустотой и неудовлетворенностью.

Чувствительность

Кому же удается быть чувствительным, то есть жить и наслаждаться своими ощущениями? Кто они такие? В первую очередь, это дети, остро чувствующие свои желания и способные радоваться и горевать во всей полноте спектра своих ощущений, с цветными снами и яркими фантазиями. Но мы учим детей обуздывать свои чувства. Во вторую очередь, это сумасшедшие, которые плачут, когда им больно, и смеются, когда им хорошо, которые живут в своих выдуманных мирах и почти что реальных галлюцинациях. Но мы изолируем их от общества.

Мы все располагаемся где-то между ними, иногда пытаясь вернуться в утраченное состояние детской непосредственности и восприимчивости, а иногда опасливо и с любопытством приближаясь к той грани, за которой — что?

История безумия тоже совершила удивительный поворот от полной противоположности разуму и человеку к чему-то такому, что становится повседневной реальностью. «Дурак — это не отсутствие ума, это такой ум» — как говорил Б.Г. Ананьев. Эволюция отношений «безумие и общество» была просто стремительной в эпоху «нового времени». От положения животного (не человека), которого держали, как зверя, на цепи, через положение преступника — в тюремной изоляции, через положение больного — соответственно рост диагностики и методов лечения, до положения полноценного, но особого члена общества, который может ходить «в безумие и обратно» (или что там увидела Алиса). Граница между нормальной психикой и безумием не то чтобы стерлась, но сильно заколебалась, а новейшие психотропные средства, в том числе и многие наркотики, открыли дорогу в совсем еще недавно закрытый мир, из которого не было возврата. Соблазн заглянуть за Зеркало и вернуться становится для многих смертельной ловушкой.

Можно ли сохранить полноту ощущений, но не впасть в зависимость от них? Оказывается, полнота ощущений и свобода от них не просто возможны одновременно, они только и могут существовать одновременно.

Я только тогда и свободен, когда признаю и принимаю любые свои чувства и ощущения. Я только тогда и ощущаю жизнь во всей своей полноте, когда любое ощущение в мышцах, в нервах, внутренних органах свободно может достичь сознания, как правило, через образы и более сложные чувства, но иногда, если есть острая необходимость, то и напрямую.

Знаете ли вы, что если вы перенесли какую-то серьезную психологическую травму (аварии, неожиданную потерю близких), то потом на долгое время, а может быть, и на всю жизнь нарушается кровообращение в конечностях — холодеют кончики пальцев на руках или ногах, могут холодеть и синеть кисти рук целиком. Речь, конечно, не идет о серьезном нарушении кровоснабжения в основных крупных сосудах, но капилляры, которых у нас огромное количество, могут как закрываться, так и открываться. Конечно, мы имеем дело именно с субъективными ощущениями (в данном случае — тепло, холод), но они постоянно фиксируются при различных травмах. Наверняка они бывают и в связи с другими психологическими проблемами.

Но сейчас мы познакомимся с необычными случаями полной свободы и доверительного отношения со своими чувствами. Раньше подобные случаи были чрезвычайно редки и считались курьезами. Сейчас подобному отношению к своим ощущениям можно научиться, получив доступ к более глубоким уровням нашего организма. Эта способность чем-то сродни переводу на родной язык с иностранного.

Бывают ситуации, когда нам нужна экстренная помощь всех наших чувств и ощущений, когда возникает угроза жизни и здоровью. Эти две истории именно такого рода. Первая случилась с молодой девушкой, мать которой была художницей, с достаточной широтой взглядов и любовью ко всему натуральному и естественному. У девушки поднялась высокая температура, ее лихорадило. Врач поставил диагноз: грипп, посоветовал пить горячий чай с лимоном и удалился. Мать порадовалась, что не надо принимать никаких таблеток, кроме аспирина, и девушка постаралась заснуть. Но как только она стала засыпать, у нее начался то ли сон, то ли видение — три дамы средних лет в старомодных длинных платьях и шляпах с большими полями, а поля — с цветами и фруктами. Они склонились над ней, закрывая ее своими шляпами, и велели ей идти разбудить мать и попросить ее на следующее утро организовать для дочери анализ крови, который делают алкоголикам. Девушка слабо отбивалась от них, сознавая, что это бред из-за высокой температуры. Мысленно она отвечала им, «причем тут алкоголики, я вообще не пью». Но «дамы» не отставали и не давали ей спать. Тогда она встала и пошла в комнату матери, но не решилась рассказать все эти глупости и попросила только чашку горячего чая. Но когда она снова легла в постель, снова перед глазами появились три дамы и стали ее ругать за то, что она их не послушалась. «Мы не дадим тебе спать» — «заявили» они. И девушке ничего не оставалось, как пойти к матери и попросить ее об анализе крови. Надо сказать, мать не удивилась и не отмахнулась. На следующий день сделали анализ крови, и он показал, что у девушки острая форма гепатита. Поскольку болезнь захватили в самом начале, ее удалось быстро вылечить. Случай этот произошел давно, и девушка под сильным впечатлением от этой истории стала известным психотерапевтом.

Вторая история относится к нашим дням, и ее герой — зрелый человек, мужчина 42 лет, замечательный врач, доктор наук, человек, сделавший себя сам, родившийся в глухой деревне, в бедной семье. Однажды ночью ему приснилось, что он изучает очень четкий рентгеновский снимок легких и находит там раковую опухоль в одном из сегментов. Потом он каким-то образом понимает, что он смотрит свой собственный снимок. Он пришел на работу и рассказал свой сон коллегам. Они, конечно, подняли его на смех. Но он попросил их сделать снимок легких. Вдоволь поиздевавшись над мнительным коллегой, который верит в сны (доктора большие скептики и циники), рентгеновский снимок все-таки сделали.

А потом с вытянутыми лицами спросили: «А в каком сегменте ты видел опухоль?» Все оказалось точно. Опухоль была еще маленькой и без метастазов, ее прооперировали, и доктор, слава Богу, жив-здоров. Он человек очень творческий, жизнелюбивый и часто действует не по правилам, идя против канонов и совершая открытия в своей области.

Оба этих человека не только состоялись и достигли успеха, они сохранили свою детскую восприимчивость, способность к неожиданным поворотам судьбы и способность жить в согласии с самими собой. Они не потеряли чувствительность и позволяют себе быть счастливыми. Наверное, такие люди были во все времена, но сейчас, в эпоху возврата способности чувствовать, подобное мироощущение хотели бы обрести многие люди. Они уже понимают, что без этого не могут быть счастливы. И, как всегда, когда появляется массовая потребность, появляются и средства, появляются технологии обучения. Мы можем научиться слушать себя, доверять себе и наслаждаться всей полнотой ощущений. И можем начать учить этому своих детей уже сейчас. Время пришло.

Маргарита Жамкочьян



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005