Поступить в учебное заведение — значит получить профессию?
Многие студенты-первокурсники уверены, что теперь-то они точно станут специалистами в избранной области — раз поступили, да еще выдержав конкурс.
Но во время учебы полезно помнить следующее: настойчивость и упорство в сфере, к работе в которой вы имеете противопоказания как со стороны здоровья, так и со стороны специфических особенностей вашего характера, очень похожи на попытки протаранить стену лбом. Упорство в достижении цели не должно превращаться в истеричное упрямство.
Мучения в любом деле (будь то занятия спортом или музыкой), преодолевание спонтанно возникающего чувства неприятия занятия (будь то воспитание детей или уход за тяжело больными), неимоверная усталость, возникающая от работы практически с момента ее начала — все это очень серьезные признаки вашей индивидуальной непригодности к данной профессии. Полагаться на то, что упорные занятия в конце концов помогут преодолеть эти трудности, по меньшей мере рискованно. И никакая объективная возможность большого заработка после предполагаемого освоения дела, к которому вас не тянет в силу ваших индивидуальных особенностей, даже если в этой сфере образовался огромный дефицит кадров, не сведет этот риск к минимуму. Слишком высока вероятность, что вы просто не сможете работать по профессии, полученной благодаря вашему упрямству.
Ни оценки ваших способностей, которые вам поставили преподаватели школы, ни мнение ваших родителей и друзей, ни результаты психологического тестирования, ни даже оценки, полученные вами на вступительных экзаменах, не гарантируют, что избранная профессия непременно окажется «вашей». Потому что, во-первых, ошибиться в определении способностей другого человека могут даже высококлассные специалисты в этой области. Иначе бы в мире не было так много, как сейчас, профессионалов не по диплому, а по призванию. К тому же, ошибаясь за вас, ваши школьные учителя, родители, друзья, экзаменаторы в учебном заведении ничем не рискуют. И если из вас не получится тот, о ком они вам говорили, — всегда можно пожать плечами и сказать, что вы, по-видимому, просто плохо учились или выбрали не то заведение. Вам-то от этого легче не станет.
И наоборот. Вас могут отговаривать друзья, родители, школьные учителя, преподаватели учебного заведения. На экзаменах вы можете получить очень низкую оценку по предмету, который более всего соотносится с избранной вами специальностью. Вы можете даже не попасть в желанное учебное заведение. И добиться при этом своей мечты — стать именно тем, кем хотели. И преуспеть именно на этом поприще. Примеров тому в жизни немало.
Юрий Никулин, к примеру, очень хотел стать драматическим актером, но его не принимали в театральное училище. В конечном итоге он стал не только знаменитым артистом цирка, как ему однажды в шутку посоветовали на вступительных экзаменах в театральное учебное заведение, но и овладел актерским мастерством. И сыграл в своей жизни роли не только комические, но и драматические. Другой показательный пример — Альберт Эйнштейн. В школе он имел «пару» по математике и «трояк» по физике. Удивительно, но факт.
Так что неудача при попытке поступить учиться на того или иного специалиста — еще не повод резко сменить курс. Это следует сделать только в одном случае — если отказ от выбранной профессии (в случае, скажем, неудачи на вступительных экзаменах) дается вам легко, т.е. у вас не возникает по этому поводу ни малейшего сожаления.
И еще: не стоит успокаиваться, поступив в выбранное учебное заведение, — нужно начинать задумываться о будущем месте работы: либо вы активно ищете и находите его до получения в руки диплома, либо рискуете остаться без работы по полученной специальности. А у по-настоящему заинтересовавшегося своей профессией молодого специалиста всегда есть своего рода профессиональный зуд. Человек не ждет, что рано или поздно ему предложат готовенькое место с тепличными условиями труда, а все время что-то «производит»: журналистские заметки, компьютерные программы, рекламные продукты, педагогические планы и разработки, переводы с иностранного языка — в зависимости от полученных знаний.