Методические материалы, статьи

Понятие и классификация методов профессионального обучения. Часть 1.

Центральным инструментарием преподавателя на учебном занятии являются методы обучения.

Понятие «метод» в дидактике используется в широком значении слова. В данном случае говорят о так называемом диалектическом методе как способе познания окружающего мира и человеческой деятельности. Взрослое поколение стремится постичь истину и удовлетворить потребность общественного бытия, а затем и передать информацию молодежи, осуществляя обыденное эмпирическое и научное познание с помощью разных методов, в том числе и специально разработанных теоретико-экспериментальных, которые задают общеметодологическую основу методам обучения.

Педагогически переработанные методы обыденного и научного познания позволяют педагогу реализовать учебно-познавательную деятельность обучаемых по получению информации в виде фактов, концепций, гипотез, теорий в ходе специально организованного педагогического общения посредством дискуссий, бесед, диспутов. Поэтому для дидактики важно включить переработанные научные и обыденные методы познания в учебный процесс с учетом жизненного опыта и возрастных особенностей обучаемых.

В узком значении слова понятие «метод» рассматривается в нескольких значениях:

  • как способ организации познавательной деятельности в схеме учащийся — учение — преподавание обучения;
  • как способ подачи информации, направленный на изменение индивидуальности учащегося;
  • как способ организации рационального обучения, позволяющий активизировать логическую, познавательную, эмоциональную и практическую деятельность учащегося.

Метод (от греч. methodos — способ исследования, путь продвижения к истине) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В дидактике существует большое разнообразие определений понятия «метод».

Многообразие определений понятия «метод обучения» повлекло за собой и довольно большое количество их классификаций.

Начнем их рассмотрение с традиционной исторической классификации, в основе которой лежит способ передачи информации. В ней методы обучения подразделяются:

1) на катехизисные (словесные):

  • поисковые;
  • эротематические (обычные катехизные и эвристические, самые древние);
  • сообщение;
  • акроматические;

2) наглядные:

  • обзорные;
  • предметные;

3) методы практической деятельности.

Перейдем к классификации методов обучения в отечественной дидактике.

Е. А. Голант дает классификацию по источникам передачи информации и характеру ее восприятия:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

С. Г. Шаповаленко дает классификацию методов обучения по источникам знаний.

М. Л. Данилов выделяет зависимость основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения.

Методы:

  • приобретение знаний;
  • формирование ЗУН;
  • применение ЗУН;
  • творческая деятельность;
  • проверка ЗУН.

И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин определяют эту квалификацию по характеру познавательной деятельности и усвоению содержания образования.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • эвристический (частично-поисковый);
  • исследовательский.

Ю. М. Орлов считает, что методы обучения бывают двух видов: группа методов, основанная на деятельности самого учащегося, и группа методов, основанная на наблюдении поведения.

Н. Морева

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005