Понятие и классификация методов профессионального обучения. Часть 1.
Центральным инструментарием преподавателя на учебном занятии являются методы обучения.
Понятие «метод» в дидактике используется в широком значении слова. В данном случае говорят о так называемом диалектическом методе как способе познания окружающего мира и человеческой деятельности. Взрослое поколение стремится постичь истину и удовлетворить потребность общественного бытия, а затем и передать информацию молодежи, осуществляя обыденное эмпирическое и научное познание с помощью разных методов, в том числе и специально разработанных теоретико-экспериментальных, которые задают общеметодологическую основу методам обучения.
Педагогически переработанные методы обыденного и научного познания позволяют педагогу реализовать учебно-познавательную деятельность обучаемых по получению информации в виде фактов, концепций, гипотез, теорий в ходе специально организованного педагогического общения посредством дискуссий, бесед, диспутов. Поэтому для дидактики важно включить переработанные научные и обыденные методы познания в учебный процесс с учетом жизненного опыта и возрастных особенностей обучаемых.
В узком значении слова понятие «метод» рассматривается в нескольких значениях:
- как способ организации познавательной деятельности в схеме учащийся — учение — преподавание обучения;
- как способ подачи информации, направленный на изменение индивидуальности учащегося;
- как способ организации рационального обучения, позволяющий активизировать логическую, познавательную, эмоциональную и практическую деятельность учащегося.
Метод (от греч. methodos — способ исследования, путь продвижения к истине) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
В дидактике существует большое разнообразие определений понятия «метод».
Многообразие определений понятия «метод обучения» повлекло за собой и довольно большое количество их классификаций.
Начнем их рассмотрение с традиционной исторической классификации, в основе которой лежит способ передачи информации. В ней методы обучения подразделяются:
1) на катехизисные (словесные):
- поисковые;
- эротематические (обычные катехизные и эвристические, самые древние);
- сообщение;
- акроматические;
2) наглядные:
- обзорные;
- предметные;
3) методы практической деятельности.
Перейдем к классификации методов обучения в отечественной дидактике.
Е. А. Голант дает классификацию по источникам передачи информации и характеру ее восприятия:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
С. Г. Шаповаленко дает классификацию методов обучения по источникам знаний.
М. Л. Данилов выделяет зависимость основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения.
Методы:
- приобретение знаний;
- формирование ЗУН;
- применение ЗУН;
- творческая деятельность;
- проверка ЗУН.
И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин определяют эту квалификацию по характеру познавательной деятельности и усвоению содержания образования.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- эвристический (частично-поисковый);
- исследовательский.
Ю. М. Орлов считает, что методы обучения бывают двух видов: группа методов, основанная на деятельности самого учащегося, и группа методов, основанная на наблюдении поведения.