Методические материалы, статьи

Понятие речевой коммуникации.

Речь является объектом изучения многих гуманитарных наук: психологии, физиологии, а также лингвистических (языкознания, психолингвистики, прагматики, текстологии и т.п.) и философских наук (семиотики, культурологии, методологии и т.п.). Однако данные науки различаются именно предметом исследования: если языкознание систематизирует знания о языке как средстве речи, то психолингвистика своим предметом избирает механизмы порождения и восприятия речи и т.п.

Рассмотрим речевую ситуацию, или, как говорят ученые, акт коммуникации.

Любое взаимодействие людей чаще всего осуществляется при помощи речи, и в беседе всегда есть две позиции:

1) говорящий/пишущий, или автор (производитель речи);

2) слушающий/читающий, или адресат (воспринимающий речь).

Изучая процессы речи, ученые-психолингвисты выделяют в сознании человека примерно три уровня, активно принимающих участие в речевой деятельности:

  • уровень чистого мышления, где находятся неоформленные мысли («сгустки неназванных смыслов»);
  • уровень внутренней речи, где существуют представления, образы, понятия, слова и прочие «формы», в которых существуют значения и смыслы;
  • уровень внешней речи, на котором осуществляется воспроизведение содержания мысли автора в адекватной его цели форме (тексте), т.е. произнесение или написание, а также восприятие — слушание или чтение.

Вся информация, которую хочет сообщить производитель речи, оформляется текстом. Однако, чтобы появился текст, говорящий должен проделать большую мыслительную работу:

  • осознать свои потребности (мотивы);
  • оформить их в мысль, которая заключает в себе цель «сообщить», и(или) «узнать», и(или) «воздействовать»;
  • представить цель образами, словами, понятиями, т. е. из мышления перевести их во внутреннюю речь;
  • затем представить себе адресата, т.е. определить его языковую компетенцию;
  • составить речевое произведение, адекватное пониманию слушателя (читателя), т.е. из внутренней речи перевести информацию во внешнюю;
  • произнести или записать получившийся текст.

Для процесса учения особенно важен уровень внутренней речи, именно там происходят все процессы, определяющие и порождение текста, и понимание речевого события, и собственно развитие связной речи.

Рассмотрим схему акта коммуникации.

При подробном изучении алгоритмов коммуникативных деятельностей автора и адресата мы видим трудности расчленения собственно мыслительных и собственно речевых операций, поэтому в педагогическом речеведении появилось понятие «речемыслительные умения».

Педагогическое и психологическое сообщество уже активно пользуется понятием «речемыслительный процесс» — «ход мысли, последовательная смена интеллектуально-речевых действий, побуждаемых теми или иными мотивами и соотнесенных с целью». Мы поддерживаем необходимость употребления этого термина в первую очередь потому, что советская методическая наука не разрабатывала вопросы, связанные с развитием мышления, игнорируя проблемы мотивации и целеполагания. Признавалось, что речь базируется на мыслительных процессах, но каковы пути их взаимодействия — описанию не поддавалось, и хотя существовал уже фундаментальный труд Л. С. Выготского «Мышление и речь» (1934), выводы его большинством методистов не принимались в расчет. Только достижения психолингвистики, лингвопрагматики, методики преподавания русского языка в последние десятилетия позволили вскрыть и описать связи механизмов мыслительных операций с механизмами речевых действий.

Итак, речь — это сложная деятельность человека, связанная с мышлением и умелым употреблением языковых средств. А язык — это многоуровневая система знаков, тех самых средств, без которых невозможна речевая деятельность. Именно поэтому мы изучаем родной язык: глубокое знание русского языка обеспечивает его носителю и развитие его мыслительных способностей, и развитие его душевных качеств, и возможность успешно осуществлять профессиональную деятельность, результаты которой во многом зависят от умений правильно, точно и грамотно говорить и писать, слушать и читать, т. е. от его речевого поведения.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005