Понятие речевой коммуникации.
Речь является объектом изучения многих гуманитарных наук: психологии, физиологии, а также лингвистических (языкознания, психолингвистики, прагматики, текстологии и т.п.) и философских наук (семиотики, культурологии, методологии и т.п.). Однако данные науки различаются именно предметом исследования: если языкознание систематизирует знания о языке как средстве речи, то психолингвистика своим предметом избирает механизмы порождения и восприятия речи и т.п.
Рассмотрим речевую ситуацию, или, как говорят ученые, акт коммуникации.
Любое взаимодействие людей чаще всего осуществляется при помощи речи, и в беседе всегда есть две позиции:
1) говорящий/пишущий, или автор (производитель речи);
2) слушающий/читающий, или адресат (воспринимающий речь).
Изучая процессы речи, ученые-психолингвисты выделяют в сознании человека примерно три уровня, активно принимающих участие в речевой деятельности:
- уровень чистого мышления, где находятся неоформленные мысли («сгустки неназванных смыслов»);
- уровень внутренней речи, где существуют представления, образы, понятия, слова и прочие «формы», в которых существуют значения и смыслы;
- уровень внешней речи, на котором осуществляется воспроизведение содержания мысли автора в адекватной его цели форме (тексте), т.е. произнесение или написание, а также восприятие — слушание или чтение.
Вся информация, которую хочет сообщить производитель речи, оформляется текстом. Однако, чтобы появился текст, говорящий должен проделать большую мыслительную работу:
- осознать свои потребности (мотивы);
- оформить их в мысль, которая заключает в себе цель «сообщить», и(или) «узнать», и(или) «воздействовать»;
- представить цель образами, словами, понятиями, т. е. из мышления перевести их во внутреннюю речь;
- затем представить себе адресата, т.е. определить его языковую компетенцию;
- составить речевое произведение, адекватное пониманию слушателя (читателя), т.е. из внутренней речи перевести информацию во внешнюю;
- произнести или записать получившийся текст.
Для процесса учения особенно важен уровень внутренней речи, именно там происходят все процессы, определяющие и порождение текста, и понимание речевого события, и собственно развитие связной речи.
Рассмотрим схему акта коммуникации.
При подробном изучении алгоритмов коммуникативных деятельностей автора и адресата мы видим трудности расчленения собственно мыслительных и собственно речевых операций, поэтому в педагогическом речеведении появилось понятие «речемыслительные умения».
Педагогическое и психологическое сообщество уже активно пользуется понятием «речемыслительный процесс» — «ход мысли, последовательная смена интеллектуально-речевых действий, побуждаемых теми или иными мотивами и соотнесенных с целью». Мы поддерживаем необходимость употребления этого термина в первую очередь потому, что советская методическая наука не разрабатывала вопросы, связанные с развитием мышления, игнорируя проблемы мотивации и целеполагания. Признавалось, что речь базируется на мыслительных процессах, но каковы пути их взаимодействия — описанию не поддавалось, и хотя существовал уже фундаментальный труд Л. С. Выготского «Мышление и речь» (1934), выводы его большинством методистов не принимались в расчет. Только достижения психолингвистики, лингвопрагматики, методики преподавания русского языка в последние десятилетия позволили вскрыть и описать связи механизмов мыслительных операций с механизмами речевых действий.
Итак, речь — это сложная деятельность человека, связанная с мышлением и умелым употреблением языковых средств. А язык — это многоуровневая система знаков, тех самых средств, без которых невозможна речевая деятельность. Именно поэтому мы изучаем родной язык: глубокое знание русского языка обеспечивает его носителю и развитие его мыслительных способностей, и развитие его душевных качеств, и возможность успешно осуществлять профессиональную деятельность, результаты которой во многом зависят от умений правильно, точно и грамотно говорить и писать, слушать и читать, т. е. от его речевого поведения.