Подготовка к выразительному чтению как прием анализа текста. Часть 2.
При подготовке к выразительному чтению целесообразно использовать частные приемы:
- сравнение двух вариантов выразительного чтения одной реплики, фразы, строфы, одного произведения и обоснование своего выбора;
- сопоставление реплики персонажа и авторской ремарки, сравнение внутреннего состояния героя и содержания его речи;
- сравнение авторских ремарок, вводящих речь персонажа, с целью проследить динамику внутреннего состояния героя на протяжении диалога;
- «защита» трактовки роли при подготовке к чтению по ролям;
- составление партитуры чтения, разметка текста.
Рассмотрим наиболее типичные вопросы и задания, выделив цель, которую они преследуют.
- Выявление динамики эмоций. В какой момент изменится интонация при чтении и почему? С одинаковой ли интонацией вы будете читать начало описания (абзаца) и его конец? Сравните авторские ремарки, как меняется настроение персонажей в ходе диалога? Как вы покажете в чтении смену настроения? Где и почему необходимо сделать паузу? Какой темп чтения вы выберете и почему? Будет ли меняться темп в ходе чтения и почему? Надо ли читать реплики разных персонажей одинаковым тембром голоса и почему? Как изменится интонация в зависимости от того, какого ответа ожидает герой на свой вопрос? С одинаковой ли интонацией надо читать повторяющиеся строчки и почему?
- Выявление настроения, мотивов поведения персонажа. Сравните прямую речь героя и авторские ремарки. Что герой чувствует и что он говорит в этот момент? Совпадает ли его внутреннее состояние и поведение? Прочитайте реплику героя дважды с разной интонацией и выберите наиболее верный вариант чтения.
- Выявление точки зрения, с которой ведется повествование. От чьего имени ведется повествование? Чьими глазами «увидено» данное событие? Чью точку зрения надо передать в чтении? Как произносит свою реплику герой и какой смысл вкладывает в эти слова автор? Совпадает ли отношение к событиям рассказчика и автора? Одинаково ли относятся к персонажу герои и автор? Прочитайте данную фразу дважды, передавая сначала позицию героя, а затем позицию автора.
Очень важно учить детей анализировать выразительность собственного чтения и чтения товарищей. Ученикам начальных классов бывает трудно сформулировать, что именно их не устраивает в чтении, поэтому целесообразно предложить им отмечать по ходу чтения те реплики, фразы, строфы, которые они прочитали бы по-другому, дать возможность прочитать этот отрывок по-своему, а затем уже объяснить, с чем именно в чтении товарища ребенок не согласен. Такой путь легче и для самого ребенка, и для слушателей, поскольку у учеников появляется материал для сравнения.
Можно использовать такой методический прием, как «игра в режиссера». В классе, как в театре, проходит репетиция, роли распределены, все, кто не читает вслух, исполняют роль режиссера. Они имеют право в любой момент поднять руку и остановить репетицию, если не согласны с интонацией прочитанной фразы. Режиссер дает актеру совет, может продемонстрировать, как, с его точки зрения, нужно прочесть. Учитель выступает в роли арбитра, с помощью класса определяет, насколько правомерны замечания режиссера. Этот прием помогает организовать работу всего класса, учит детей прислушиваться к мнению товарища, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к чужой позиции. Завершается урок выразительным чтением всего произведения.