Методические материалы, статьи

Планирование учебной работы и подготовка учителя к уроку. Часть 2.

На материале об озерах можно успешно показать антропогенные изменения природы. И наконец, вопросы охраны природы являются первостепенными для воспитания у детей бережного отношения к природе и необходимости ее воспроизводства как ресурса для будущих поколений. В развивающей цели умений необходимо определить те, которые могут в оптимальной мере формировать опыт творческой деятельности. Для этого необходимо увеличение самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Поэтому рекомендуется после постановки цели урока провести инструктаж о самостоятельной работе по характеристике типов озерных котловин путем составления смыслового плана этой части текста учебника, например с зарисовками контуров наиболее характерных озер и схемой их образования. Если ученики не подготовлены к такой работе, то учитель зарисовывает контуры озер и схему их образования на доске, а ученики повторяют это в своих тетрадях. Необходимо запланировать беседу по выполненной работе.

После определения цели и главных вопросов учитель вновь возвращается к планированию урока. Для урока в 45 минут следует разбивка.

1. Вводная беседа о понятии «озеро».

2. Проработка основного нового материала темы:

а) происхождение котловин озер и изменение озер, сточные и бессточные озера — 25 мин. Эта работа выполняется путем составления смыслового плана и зарисовок контуров озер;

б) характеристика озера по плану и карте, закрепление нового материала 10-15 мин;

в) задание на дом — 3 мин. При недостатке времени работа с картой может быть вынесена в домашнее задание. В зависимости от местных условий планирование темы урока может быть различное. Если школа находится вблизи от озера и оно имеет большое значение в жизни населения, то в качестве примера оно должно рассматриваться подробно, особенно в части происхождения и развития, таким образом родиноведческий принцип здесь должен быть выдержан.

Приведем примерный план урока. Тема: «Озера».

I. Учебно-воспитательные цели:

Сформировать понятия «озеро», а также о происхождении озерных котловин и их эволюции, особенности воды в сточных и бессточных озерах.

Формировать у учащихся умения устанавливать взаимосвязь развития озер, происхождения котловины, природных условий, а также умения давать характеристику озера по плану и карте.

Формировать мировоззренческую идею о развитии природы при раскрытии вопроса о происхождении озерных котловин и их эволюции: продолжать формировать убеждение в необходимости охраны озерных вод.

II. Оборудование: схема «Котловины озер», физическая карта России, физическая карта полушарий.

При чисто репродуктивном обучении, когда основная задача состоит в усвоении готовых знаний, планируется опрос по прошлому уроку. Цель нашего урока состоит не только в усвоении знаний, а посредством их, формировании опыта творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели должны формироваться, прежде всего, основные географические умения анализировать и составлять смысловой план, а также составлять характеристику озера по плану и карте, что и было запланировано выше.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005