Методические материалы, статьи

Педагогические аспекты методики русского языка. Часть 2.

Понятно, что самое сильное влияние на школьников и студентов имеет внеучебная среда. Хотя бы потому, что вне учебной аудитории студент проводит большую часть времени, причем в естественных условиях повседневной жизни, когда он часто может выбирать близкие для своего менталитета источники общения, которые в силу своей авторитетности могут эффективно воздействовать на его жизненные позиции и поведение.

При этом влияние этих «воспитателей» на разновозрастные группы учащихся не одинаковы.

Например, авторитет семьи, как правило, ослабевает по мере взросления ребенка. Уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте стремление к самостоятельности и независимости суждений и поступков вызывает желание освободиться от опеки семьи. Поэтому только в крайних случаях уместно вызывать в институт для воспитательных бесед старших представителей семьи студента (родителей, братьев, сестер).

Значительное воздействие на мировоззрение, жизненное кредо и вкусы студенчества оказывают средства массовой информации: телевидение, радио, кинофильмы, периодическая печать. И, к сожалению, в «эпоху рынка» это воздействие далеко не всегда благотворно.

Стать подлинным личностным ориентиром может при своем общении с молодежью лишь тот вузовский преподаватель, у которого сложились со студентами доверительные отношения, которого они не считают рудиментом.

Чтобы в учебных и внеучебных ситуациях преподаватель мог эффективно воздействовать на студенческую аудиторию, ему необходимо:

  • знать в совершенстве свой предмет преподавания;
  • уметь излагать информацию и формировать активную реакцию;
  • быть для своих подопечных примером нравственности и ментальности;
  • уметь создавать доверительные отношения со студентами;
  • знать, что и как он должен воспитывать у своих взрослых или почти взрослых собеседников.

Огромную роль играет умение преподавателя свою справедливую требовательность к студентам сочетать с уважением к ним, к их взглядам, их стремлению идти в ногу со временем; умение убедить их, что он для них «свой», вызвать у них желание обратиться к нему со своими проблемами, попросить у него совета.

Современные отношения обучающих и обучаемых в средней и высшей школе должны соответствовать требованиям педагогики сотрудничества.

Принципы педагогики сотрудничества своеобразно интерпретируются применительно к студенческой аудитории.

Прежде всего, вузовский преподаватель не должен демонстративно подчеркивать грань между собой и студентом («Я профессор, а ты студент. Знай свое место»).

В институте нужно свести к необходимому минимуму запреты и принуждение. Умение убеждать, используя свои знания и жизненный опыт, во многих случаях сделает принуждение ненужным и позволит студентам самим почувствовать интеллектуальное превосходство преподавателя.

В педагогическом диалоге учителя с учениками и тем более преподавателя со студентами должно максимально выражаться подлинное сотрудничество. «Здесь, несомненно, есть «ведущий» и «ведомые», но чем смелее будет заявлено и реализовано их равенство с позиции общения, тем значительнее может быть результат».

Что касается содержания воспитательной работы, то, как известно, оно многоаспектно.

Это нравственное (этическое) воспитание, умственное воспитание, физическое воспитание, патриотическое воспитание, экологическое воспитание, эстетическое воспитание, интернациональное воспитание ит. д.

Для преподавателя актуальны те воспитательные аспекты, которые являются общими для всех учебных дисциплин в средней и высшей школе, и те, которые специфичны для лингвистических дисциплин.

Среди первых выделяются прежде всего нравственное, патриотическое, умственное и интернациональное воспитание, а среди специфических для лингвистических дисциплин — стимулятивно-мотивационное (воспитание интереса к своему предмету), эстетическое и культурологическое воспитание.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005