Методические материалы, статьи

О выборе методов обучения географии.

Метод обучения географии в наибольшей мере обусловлен (детерминирован) географическим содержанием. Поэтому произвольных решений в выборе метода обучения быть не может. Соответствие метода обучения изучаемому содержанию — важнейшее и первое условие его эффективности. Вместе с тем одно и то же содержание не всегда требует единственно возможного метода. Факторами выбора метода обучения являются познавательные возможности школьников, а также наличие или отсутствие необходимого источника знаний в географическом кабинете.

Как отобрать метод обучения сообразно изучаемому содержанию? М. К. Ковалевская (1980) предложила методику формирования научных понятий с использованием логико-гносеологического анализа их содержания. Например, одни понятия отражают сведения об объектах, другие — свойствах, третьи — о процессах. Соответственно этому «объектные» понятия предложено формировать на основе чувственного восприятия объектов (наблюдение, использование рисунков, фото и т.п.). Понятия о процессах требуют постановки опытов, демонстрации моделей. Этот подход может быть распространен и на определение оптимальных методов формирования понятий. Соответственно выделены группы географического содержания знаний:

1) Знания о внешнем облике географических объектов или явлений (горы, равнины и т.п.). Необходимо создать образ явлений, а отсюда и метод.

2) Знания о размещении географических объектов в пространстве (различные примеры).

3) Знания о свойствах (увлажненность, плодородие, интенсивность хозяйства).

4) Знания о процессах (водная эрозия, круговорот воды).

5) Знания о структуре географических объектов (строение земной коры и т.п.).

6) Знания о связях между географическими объектами (режима рек от климата и т.п.).

Необходимо выбрать оптимальный метод обучения в зависимости от его содержания. Следовательно, на основе изложенного можно говорить об определении необходимых методов (или методических приемов), исходя из особенностей изучаемого материала.

Приведем пример определения методов обучения при подготовке темы урока VI класса «Понятие о гидросфере. Мировой круговорот воды» (по И. С. Матрусову). На уроке должно быть сформировано понятие о гидросфере: внешнем облике и ее месте в составе сфер Земли. Для создания зрительного образа гидросферы необходим показ его составляющих: океанов, морей, рек, озер, ледников и последующее объединение их в одно понятие. Здесь целесообразно использовать следующие источники знаний: прямое наблюдение, фотографии, диапозитивы и рассказ учителя. Место гидросферы в составе сфер Земли может быть показано на основе использования соответствующей схемы или словесного объяснения учителя с применением карты. После определения источников знания следует выбрать наиболее приемлемые на данном уроке соответствующие им методы обучения. Для создания образа целесообразно использовать, например, при формировании понятия «ледник», соответствующую картину или кинофрагмент.

Для изучения круговорота воды целесообразно опираться на знания о трех ее состояниях. В связи с тем, что прямые наблюдения невозможны, следует использовать схему круговорота воды. Приведенный пример показывает, что определение нужного метода обучения (или методического приема) — важнейшая работа учителя при подготовке к уроку.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005