Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в школе. Часть 4.
С. В. Кривцова предъявляет квалификационные требования к ведущему занятия по программе «Жизненные навыки»: психологическое образование, сертификат о квалификации для проведения тренинга, практический опыт групповой работы с детьми или хотя бы с подростками, опыт участия в психотерапевтической группе хотя бы в качестве участника. От ведущего требуется личностная зрелость и готовность быть искренним и поддерживающим. Кроме требований автор пособия дает ценные психотерапевтические рекомендации самому педагогу-психологу на тот случай, если возникнут затруднения с поведением детей или собственными эмоциями в течение занятия.
Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова рекомендуют вести психологию для старшеклассников профессиональному психологу (педагогу-психологу), который должен владеть активными формами работы, уметь организовывать дискуссии, обсуждения, работу в малых группах, применять элементы психологического тренинга. Он должен создать атмосферу доверия и раскрепощенности, когда ученики смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения. Важное условие — диалогичность обучения, что исключает критические оценки, морализаторство, требует от преподавателя активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными мнениями. Педагогу-психологу необходимо владеть методами налаживания дисциплины без подавления личности и инициативы учащихся.
Обосновывая сущность «Вектор-программы» Л. Г. Федоренко обращает внимание на то, чтобы педагог или психолог мог установить эмоциональный, обязательно положительный контакт, дать необходимую поддержку, создать ситуацию успеха, «искренне восхититься каждым, найти отличительную черточку, подчеркнуть незамеченную особенность в выполнении задания или поведении, увидеть и отметить ее. Это обращение через Личность учителя к Личности ребенка, к увлеченной его стороне».
О желательности ведения уроков психологом пишет также и Е. И. Николаева, подчеркивая, что это может быть психолог, «не имеющий педагогической практики, но владеющий методами проведения психологических тренингов. В то же время психологу на этих уроках не следует вводить психотерапевтические воздействия, требующие чрезмерного раскрытия внутреннего мира ребенка. Это связано с тем, что он не сможет проконтролировать поведение детей вне уроков, а слишком откровенные высказывания могут быть использованы другими детьми для неправомерного воздействия на личность».
Автор множества оригинальных пособий по преподаванию психологии в школе И. В. Вачков пишет о ценностном подходе к личности учителя психологии: «Учитель (психолог) должен выполнять не функции лидера и вожака, точно знающего, куда идти, и уж, конечно, не конвоира, подгоняющего понурых арестантов, а функции проводника, предоставляющего, когда нужно, необходимую информацию о возможных направлениях движения и ожидаемых трудностях».
Роль учителя психологии необыкновенно трудна, так как он педагог в традиционном понимании, с одной стороны, и практический психолог, помогающий детям встать на путь саморазвития через рост самосознания, — с другой. «Фундаментальным психологическим условием, позволяющим профессионалу преодолеть эту трудность и осознанно действовать в такой ситуации, является наличие у него самого высокого уровня самосознания, который порожден свободой от эгоцентризма и групповых корпоративных интересов, а вследствие этого — стремлением к творчеству, самовыражению и самоактуализации... Благодаря глубокому осознанию общечеловеческих смыслов своей деятельности педагог строит систему отношений с детьми, основанную на принятии их как самоценностей, проявляет себя как творческая личность, организует систему педагогической деятельности, направленную на развитие уникальной сущности каждого ребенка».