Методические материалы, статьи

Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии в школе. Часть 2.

В Методическом письме Главного учебно-методического управления среднего образования Гособразования СССР (1988) отдельно говорится о том, каким должен быть учитель нового предмета «Этика и психология семейной жизни»: «Своеобразие проблематики, форм и методов занятий по подготовке школьников к семейной жизни, необычность дифференцированной и индивидуальной работы с учащимися и их родителями предъявляют особые требования к личности учителя. Это должен быть высокообразованный и морально устойчивый человек, хороший воспитатель, пользующийся авторитетом и доверием у учащихся и их родителей, достаточно информированный об условиях жизни каждого ребенка, владеющий искусством быть советчиком, умеющий хранить тайны каждого ученика и каждого родителя. Ему должны быть присущи особый педагогический такт, доброжелательность, искренность».

Идея «непохожести», «инаковости» учителя психологии ввиду особого содержания предмета, который он преподает, была подхвачена авторами методических работ: «Преподавателем нового курса должен быть высокообразованный, опытный учитель-воспитатель, который любит своих питомцев и которому беспредельно доверяют учащиеся и их родители. Ему также должно быть присуще: глубокое и всестороннее знание своего предмета, владение методикой его преподавания; творческое отношение к делу, постоянный поиск нового и непрерывное совершенствование знаний, умений и навыков в области теории и практики семейного воспитания; высокий авторитет, достойный пример в семейной жизни; убежденность, эмоциональность, доверие; строгое соблюдение этики взаимоотношения с семьями учащихся, владение искусством быть советчиком и хранителем тайн каждого ученика и каждого родителя».

Автор книги для учителя этики и психологии семейной жизни посвятила описанию идеального учителя целый параграф: «Администрация школы при определении учителя по этому предмету должна учитывать четыре основных момента: возраст; образование; жизненный опыт (формально-семейное положение); мировоззрение, уровень культуры, склонность к психологическому наблюдению. Кроме этого, очень важна система ценностей учителя этой дисциплины... На основе социологического анализа отчетливо вырисовывается социально-нравственный портрет учителя этики и психологии семейной жизни. Это — замужняя женщина в возрасте 30-35 лет с двумя детьми с 10-15-летним стажем работы в школе. Кроме этики, она ведет основной предмет гуманитарного цикла, главным образом русский язык и литературу. Она довольна своим партнером в браке, уверена, что может самостоятельно разрешить семейный конфликт, использует на уроках произведения художественной литературы, как классической, так и современной, кино, биографии и факты из жизни замечательных людей, уверена в необходимости самого предмета в средней школе и перспективах его дальнейшего развития».

С педагогами-женщинами, ведущими «Этику и психологию семейной жизни» были проблемы: проработав с новой дисциплиной (ведь был еще и свой предмет) 3-4 года, 15% учительниц отказывались от нее: «Они признаются, что испытывают большие трудности вообще, а особенно при проведении социологических исследований. Все преподаватели этики и психологии семейной жизни утверждают, что для успешного ведения курса постоянное проведение социологических исследований в рамках школы, класса, группы, подгруппы обязательно. Но 56% из них совсем не владеют техникой социологического опроса, 53% не представляют себе, что такое социологический анализ и как он проводится. 74% не знают законодательство о семье, 85% не знают, где публикуются статистические материалы о современной семье. И хотя подавляющее большинство учителей (93%) проводят на занятиях анкетирование, правильно составить анкету многие из них не могут. Поэтому основными приемами изучения подростков при подготовке и проведении уроков этики и психологии семейной жизни являются беседы, интервью (ими пользуются 85% учителей), самостоятельно составленные деловые игры (44%) и личные наблюдения».

Н. Стоюхина



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005