Методические материалы, статьи

Особенности методики изучения географии в VI классе. Особенности изучения тем «Литосфера» и «Гидросфера».

Общая для этих трех тем логическая система изучения состоит в том, что процесс их познания начинается с общих понятий как целостных оболочек Земли, имеющих определенную структуру и строение, а затем индуктивно изучаются происходящие в них процессы на конкретных примерах. Так, изучение темы «Литосфера» начинается с наиболее общих понятий о внутреннем строении Земли (понятий о земном ядре, земной коре, мантии и литосфере), а затем горных пород, слагающих земную кору, и процессов, происходящих в недрах Земли. Изучение эндогенных процессов (извержений вулканов, горячих источников и землетрясений), а также медленных колебаний суши необходимо для понимания генезиса рельефа и горообразования. Для понимания происхождения форм рельефа (гор и равнин) в самом элементарном виде рассматриваются понятия о литосферных плитах и их движениях. Изучение экзогенных процессов (разрушение гор, образование оврагов и дюн), образование равнин, а также природоохранные мероприятия позволяют учащимся лучше понять происхождение и эволюцию форм рельефа. При изучении различий равнин по высоте необходимо привести конкретные примеры низменностей, возвышенностей и плоскогорий на карте. Вместе с тем целесообразно доказать на конкретном материале, что возвышенностями называются равнины, приподнятые относительно окружающих пространств. Например, Валдайская возвышенность или Сибирские Увалы на Западно-Сибирской равнине, едва достигающие абсолютной высоты 285 м, а Ижорская возвышенность в Ленинградской области всего 168 м. При этом подчеркивается, что принятое деление равнин по высоте в учебниках и на картах условно принято для удобства изображения форм рельефа на картах.

В процессе изучения общих понятий учащиеся узнают необходимый минимум названий географических объектов, установленных программой (названия гор, равнин, океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов, рек, озер и др.). Эти географические объекты необходимы для конкретизации характерных особенностей общих понятий, а также для формирования у учащихся умений давать описания гор, равнин, морей, рек и озер по типовым планам на основе физической карты. Весьма важно использовать краеведческие знания для формирования общих понятий (река, озеро, низменность, возвышенность и т.п.). Большое значение имеют практические работы по изучению форм рельефа и вод своей местности, которые могут проводиться во время осенних и весенних экскурсий. Для определения направлений уклонов при чтении рельефа по плану могут быть использованы опубликованные топографические карты. При изучении некоторых важных понятий необходимо использовать различные средства наглядности: картины, диафильмы, фильмы о формах рельефа, землетрясениях или фильмы о вулканах. Можно использовать фрагменты из компьютерного учебника для VI класса. При закреплении и проверке знаний учитель может задавать вопросы на основе наглядных пособий. Так, по картинам «Равнинная река» и «Горная река» можно задавать вопросы: почему течение равнинной реки спокойное, а горной — бурное?

Особенно важно на уроках по темам «Литосфера» и «Гидросфера» проведение практических работ по картам. Сначала проводятся простые упражнения по нахождению и показу объектов на карте, определение по шкале высот форм рельефа или глубин морей. Затем выполняется работа по описанию географических объектов по типовым планам и картам (гор, равнин, рек и озер), предусмотренных программой. В последующем целесообразно давать более сложные задания на сравнение двух рек, равнин и гор.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005