Особенности методики изучения географии в VI классе. Особенности изучения тем «Литосфера» и «Гидросфера».
Общая для этих трех тем логическая система изучения состоит в том, что процесс их познания начинается с общих понятий как целостных оболочек Земли, имеющих определенную структуру и строение, а затем индуктивно изучаются происходящие в них процессы на конкретных примерах. Так, изучение темы «Литосфера» начинается с наиболее общих понятий о внутреннем строении Земли (понятий о земном ядре, земной коре, мантии и литосфере), а затем горных пород, слагающих земную кору, и процессов, происходящих в недрах Земли. Изучение эндогенных процессов (извержений вулканов, горячих источников и землетрясений), а также медленных колебаний суши необходимо для понимания генезиса рельефа и горообразования. Для понимания происхождения форм рельефа (гор и равнин) в самом элементарном виде рассматриваются понятия о литосферных плитах и их движениях. Изучение экзогенных процессов (разрушение гор, образование оврагов и дюн), образование равнин, а также природоохранные мероприятия позволяют учащимся лучше понять происхождение и эволюцию форм рельефа. При изучении различий равнин по высоте необходимо привести конкретные примеры низменностей, возвышенностей и плоскогорий на карте. Вместе с тем целесообразно доказать на конкретном материале, что возвышенностями называются равнины, приподнятые относительно окружающих пространств. Например, Валдайская возвышенность или Сибирские Увалы на Западно-Сибирской равнине, едва достигающие абсолютной высоты 285 м, а Ижорская возвышенность в Ленинградской области всего 168 м. При этом подчеркивается, что принятое деление равнин по высоте в учебниках и на картах условно принято для удобства изображения форм рельефа на картах.
В процессе изучения общих понятий учащиеся узнают необходимый минимум названий географических объектов, установленных программой (названия гор, равнин, океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов, рек, озер и др.). Эти географические объекты необходимы для конкретизации характерных особенностей общих понятий, а также для формирования у учащихся умений давать описания гор, равнин, морей, рек и озер по типовым планам на основе физической карты. Весьма важно использовать краеведческие знания для формирования общих понятий (река, озеро, низменность, возвышенность и т.п.). Большое значение имеют практические работы по изучению форм рельефа и вод своей местности, которые могут проводиться во время осенних и весенних экскурсий. Для определения направлений уклонов при чтении рельефа по плану могут быть использованы опубликованные топографические карты. При изучении некоторых важных понятий необходимо использовать различные средства наглядности: картины, диафильмы, фильмы о формах рельефа, землетрясениях или фильмы о вулканах. Можно использовать фрагменты из компьютерного учебника для VI класса. При закреплении и проверке знаний учитель может задавать вопросы на основе наглядных пособий. Так, по картинам «Равнинная река» и «Горная река» можно задавать вопросы: почему течение равнинной реки спокойное, а горной — бурное?
Особенно важно на уроках по темам «Литосфера» и «Гидросфера» проведение практических работ по картам. Сначала проводятся простые упражнения по нахождению и показу объектов на карте, определение по шкале высот форм рельефа или глубин морей. Затем выполняется работа по описанию географических объектов по типовым планам и картам (гор, равнин, рек и озер), предусмотренных программой. В последующем целесообразно давать более сложные задания на сравнение двух рек, равнин и гор.