Особенности методики изучения географии в VI классе. Изучение раздела «План и карта». Часть 2.
Необходимо рассмотреть специфические черты приемов работы с картами в VI классе. В самом начале изучения карты необходимо представление карты, включающее: название карты и ее назначение, указание масштаба карты, условные обозначения. Беседа о представлении карты должна сопровождаться вопросами учащимся об опорных знаниях из начальной школы, о сравнении условных знаков на планах местности и картах. Необходимо объяснение учителя об искажениях на картах в связи с невозможностью распрямить на плоскости шарообразную поверхность Земли. Для этого учитель может использовать пример с кожурой апельсина или мандарина. При определении масштаба карты целесообразно в беседе выяснить знания учащихся об этом из курса природоведения. Здесь учитель объясняет невозможность изображения различных объектов в масштабе карты и необходимость применения внемасштабных условных знаков и генерализации. В качестве примера можно использовать условные обозначения крупных рек (Волги, Енисея и др.) и последующего измерения их ширины. Умения определить географические координаты и направления на карте формируются постепенно во время изучения всего начального курса географии VI класса. Во время представления первой карты в VI классе учитель показывает, как надо определять географические координаты и отмечает их практическое значение для человека.
Изучение градусной сетки начинается с выяснения того, что в переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Учитель задает вопрос: что значит «полуденная линия»? Это направление солнечной тени в полдень (в 12 часов) совпадает с направлением меридиана в данном месте. Затем учащиеся находят и показывают линии меридианов на глобусе и карте полушарий, которые показывают направление север-юг. Необходимо обратить внимание учащихся на отличия изображения меридианов на глобусе и карте. Затем учащиеся под руководством учителя определяют длину 1° дуги меридиана в километрах (1° - 111 км). После этого учащимся дается задание определить протяженность Африки по 20-му меридиану в градусах и километрах. Аналогичное задание выполняется по определению протяженности Южной Америки по 60-му меридиану. После изучения меридианов, показывающих направление север-юг, учащиеся могут предположить существование линий восток-запад, т.е. параллелей. Для изучения свойств параллелей нужно задать вопросы:
1) Объясните название «параллель» при сравнении направлений этих линий на глобусе и карте полушарий.
2) Через сколько градусов проведены параллели на глобусе и карте?
3) Какова величина параллелей в градусах и километрах?
Для формирования приема определения географической широты целесообразно выделить отдельный урок. Сначала вместе с учителем учащиеся определяют географическую широту по рисунку в учебнике. Затем учитель дает задание с нарастающей сложностью: учащимся предлагается определить географическую широту объектов, расположенных непосредственно на проведенных на картах параллелях (Санкт-Петербурга, Пекина и др.). Затем определяется широта городов, расположенных между параллелями (Берлина, Дели, Вашингтона и др.). После этих упражнений уточняется понятие о северной и южной широте. При формировании приема определения географической долготы целесообразно использовать известные учащимся действия по определению географической широты по аналогичному рисунку в учебнике. Также затем определяется географическая долгота пунктов, расположенных непосредственно на меридианах, а затем — между ними. Затем учитель объясняет значение понятия «географические координаты». Формирование умения определять географические координаты происходит в течение изучения всего начального курса географии VI класса путем систематических упражнений. Если такая систематическая работа не выполняется, то умение постепенно будет утрачено.