Методические материалы, статьи

Особенности методики изучения географии в VI классе. Изучение раздела «План и карта». Часть 2.

Необходимо рассмотреть специфические черты приемов работы с картами в VI классе. В самом начале изучения карты необходимо представление карты, включающее: название карты и ее назначение, указание масштаба карты, условные обозначения. Беседа о представлении карты должна сопровождаться вопросами учащимся об опорных знаниях из начальной школы, о сравнении условных знаков на планах местности и картах. Необходимо объяснение учителя об искажениях на картах в связи с невозможностью распрямить на плоскости шарообразную поверхность Земли. Для этого учитель может использовать пример с кожурой апельсина или мандарина. При определении масштаба карты целесообразно в беседе выяснить знания учащихся об этом из курса природоведения. Здесь учитель объясняет невозможность изображения различных объектов в масштабе карты и необходимость применения внемасштабных условных знаков и генерализации. В качестве примера можно использовать условные обозначения крупных рек (Волги, Енисея и др.) и последующего измерения их ширины. Умения определить географические координаты и направления на карте формируются постепенно во время изучения всего начального курса географии VI класса. Во время представления первой карты в VI классе учитель показывает, как надо определять географические координаты и отмечает их практическое значение для человека.

Изучение градусной сетки начинается с выяснения того, что в переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Учитель задает вопрос: что значит «полуденная линия»? Это направление солнечной тени в полдень (в 12 часов) совпадает с направлением меридиана в данном месте. Затем учащиеся находят и показывают линии меридианов на глобусе и карте полушарий, которые показывают направление север-юг. Необходимо обратить внимание учащихся на отличия изображения меридианов на глобусе и карте. Затем учащиеся под руководством учителя определяют длину 1° дуги меридиана в километрах (1° - 111 км). После этого учащимся дается задание определить протяженность Африки по 20-му меридиану в градусах и километрах. Аналогичное задание выполняется по определению протяженности Южной Америки по 60-му меридиану. После изучения меридианов, показывающих направление север-юг, учащиеся могут предположить существование линий восток-запад, т.е. параллелей. Для изучения свойств параллелей нужно задать вопросы:

1) Объясните название «параллель» при сравнении направлений этих линий на глобусе и карте полушарий.

2) Через сколько градусов проведены параллели на глобусе и карте?

3) Какова величина параллелей в градусах и километрах?

Для формирования приема определения географической широты целесообразно выделить отдельный урок. Сначала вместе с учителем учащиеся определяют географическую широту по рисунку в учебнике. Затем учитель дает задание с нарастающей сложностью: учащимся предлагается определить географическую широту объектов, расположенных непосредственно на проведенных на картах параллелях (Санкт-Петербурга, Пекина и др.). Затем определяется широта городов, расположенных между параллелями (Берлина, Дели, Вашингтона и др.). После этих упражнений уточняется понятие о северной и южной широте. При формировании приема определения географической долготы целесообразно использовать известные учащимся действия по определению географической широты по аналогичному рисунку в учебнике. Также затем определяется географическая долгота пунктов, расположенных непосредственно на меридианах, а затем — между ними. Затем учитель объясняет значение понятия «географические координаты». Формирование умения определять географические координаты происходит в течение изучения всего начального курса географии VI класса путем систематических упражнений. Если такая систематическая работа не выполняется, то умение постепенно будет утрачено.

Д. Финаров



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005