Методические материалы, статьи

Особенности методики изучения географии в VI классе. Изучение раздела «План и карта». Часть 1.

В самом начале изучения раздела «План и карта» целесообразно мотивировать важность цели его изучения для человека: может ли летчик, геолог или капитан корабля обойтись без карты и т.п. Большинство методистов рекомендуют индуктивный путь формирования наиболее сложных понятий о плане местности или топографическом плане, способах его использования и создания, а также географической карте и ее значении.

Первой рекомендуется изучение темы «Ориентирование на местности», которая является основой для понимания плана и карты. Затем следует изучение плана местности или топографического плана, способа глазомерной съемки и только после этого географической карты. Большое внимание уделяется практической работе учащихся на местности с помощью глазомерной съемки, а также с планом местности и с картой.

При изучении темы «Ориентирование на местности» необходимо объяснить и расшифровать само слово «ориентирование». Когда люди в древнее время не знали еще компаса, то они брали за основное направление ту сторону горизонта, где всходило Солнце (от лат. «oriens» — восток). Отсюда и получилось слово «ориентироваться», «ориентирование». Позже, после изобретения компаса, основным направлением стали считать север. Тем не менее, привычное слово «ориентироваться» сохранилось. Когда мы говорим «ориентироваться», то подразумеваем определение своего положения по отношению и к северу и югу, а затем к востоку и западу. Затем следует разобрать самый старый способ ориентирования по Солнцу: встать в полдень спиной к солнцу. Задать вопрос: какая сторона горизонта будет впереди? Далее можно рассмотреть рисунок 16 в учебнике и определить направление на север по созвездиям Большой Медведицы и Малой Медведицы. Затем перейти к определению сторон горизонта и азимута по компасу. Очень важно привести и решить примеры движения по азимуту на местности.

При формировании понятия план местности целесообразно сравнить аэрофотоснимок местности с изображением этой же местности на плане. В начале сравнения целесообразно просить учащихся вспомнить их представления о плане местности из курса природоведения. Учащиеся на плане узнают в первую очередь объекты, известные им по условным знакам из учебника природоведения (река, луг, болото, овраг, грунтовая дорога, сад, смешанный лес, мост и др.). Затем необходимо обратить внимание учащихся на незнакомые условные знаки (горизонтали, отметки высот и т.п.). В последующем ходе беседы учитель предлагает ответить на вопросы: на каком изображении из двух точнее передан внешний вид местности? Какие объекты видны на аэрофотоснимке, но не изображены на плане? На каком изображении можно узнать названия рек, населенных пунктов? В результате этой беседы ученики узнают, что план местности — условное изображение, но он содержит больше сведений, чем аэрофотоснимок.

Дальнейшее углубление знаний о плане местности происходит при подготовке и проведении съемки участка территории вблизи школы. Подготовка к проведению глазомерной съемки плана местности полярным способом проводится на специальном уроке, на котором учащиеся овладевают приемами:

1. Подготовка планшета к съемке.

2. Выбор масштаба съемки. При выборе масштаба съемки следует объяснить учащимся, что рекомендуется съемка в масштабе 1:200. В этом случае участок (100x20м) разместится на планшете 24x30см.

3. Ориентирование планшета.

4. Визирование.

5. Измерение расстояний шагами и полевым циркулем.

6. Откладывание измеренных расстояний в масштабе на планшете.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005