Особенности структуры географических знаний и умений и их формирования. Часть 2.
Отличие единичных географических понятий состоит в том, что они выражают характерные, существенные черты объектов и их географическое положение. Среди единичных географических понятий выделяются понятия о частях света, материках, странах и районах. Различают подчиненные понятия по отношению к другим. Например, «Закавказье» — понятие, подчиненное понятию «Кавказ». Географические понятия обычно привязаны к территории, пространству, поэтому они отражаются на картах.
Понятия разделяются на конкретные и абстрактные. Конкретные, например холм, река, долина, горная страна и т.п. Абстрактные понятия о признаках предметов и явлений, когда они являются самостоятельными объектами мысли. Например, «климат Арктики», «климат Европы», «расселение населения». Вместе с тем, многие методисты единичные понятия считают фактами.
Связи и взаимоотношения между географическими понятиями получают выражение в географических закономерностях, вытекающих из содержания наук, представленных в школьной географии.
В процессе обучения одновременно с представлениями развиваются и понятия. Например, понятия о реках, полученные в VI классе, углубляются в VII и особенно в VIII классе. Такую же аналогию имеет изучение климата. В процессе обучения учащиеся узнают все более сложные связи и отношения, что приводит к углублению понятий.
Усвоение системы научных понятий приводит к пониманию географических закономерностей. Например, закономерности формирования климата, в частности, влияние воздушных масс с Атлантики на климат Евразии, могут быть поняты после усвоения общей циркуляции атмосферы. Закон широтной зональности природы учащиеся понимают путем сравнения и сопоставления ранее усвоенных понятий о неравномерном распределении тепла и влаги на Земле.
Развитие знаний приводит к свободному применению их на практике, т.е. формированию умений. Умения — практические действия, сознательно выполняемые учащимися на основе имеющихся у них знаний. Умения в результате многократных повторений превращаются в навыки-действия, выполняемые автоматически. Умения выражаются в способности умственной деятельности — анализе и синтезе, абстрагировании, обобщении, сравнении и воображении.
В обучении географии формируются специфические для этой науки практические умения и навыки. Важнейшим из них является умение читать карту и работать с ней: определять по карте направления, расстояние, координаты, размеры и форму географических объектов, пользоваться условными знаками и составлять на основе этих данных на карте характеристику территории, составлять картосхемы и т.п.
Значительная часть умений относится к топографии: ориентирование на местности по компасу, проведение глазомерной съемки и т.п.; к метеорологии: наблюдение за погодой, умение пользоваться приборами; к геологии:' определение по образцам полезных ископаемых; к геоморфологии: определение по картам форм рельефа, их строения и происхождения. Умения элементарной полевой работы (делать схемы, зарисовки и т.п.).
Психологическое содержание умений и навыков выражается через приемы умственной деятельности. Например, умение читать карту предполагает использование приема умственной деятельности воображения (топографические знаки, шкала высот и глубин, характер склонов на геоморфологических картах предполагают воображение и сравнение с ранее наблюдаемыми в природе объектами).
Приемы умственной деятельности формируются на всем протяжении обучения географии с учетом их возрастных особенностей (анализ, синтез, обобщение, сравнение, установление причинных связей, воображение), которые представляют собой психологическую сущность знаний, умений и навыков.