Основные понятия методики обучения РКИ. Часть 5.
Дидактические принципы — это требования, предъявляемые как к процессу обучения в целом, так и к отдельным его компонентам. В принципе взаимосвязи задач обучения, воспитания и общего развития учащихся выражаются дидактические требования к определению целей обучения. Принципы научности, связи обучения с жизнью, связи теории с практикой, доступности учитываются при определении содержания обучения. Принципы систематичности и последовательности характеризуют организацию учебного материала в курсе обучения. Принципы сознательности, наглядности, проблемности, творческой активности, индивидуализации — это требования, предъявляемые к выбору методов и приемов, средств и форм обучения. Принцип прочности характеризует результаты обучения.
Методические принципы отражают специфику обучения неродному языку. К ним относятся принципы: коммуникативности, языковой системности, страноведческой направленности и учета родного языка и культуры учащихся.
Коммуникативность — ведущий методический принцип, определяющий как отбор и организацию учебного материала, так и систему приемов обучения. Языковой и речевой материал в коммуникативных курсах отбирается и распределяется с учетом его коммуникативной значимости — сначала обучают наиболее необходимой для общения грамматике и лексике. Новые языковые явления представляются в составе речевых образцов, соотносимых с одной или несколькими ситуациями общения. Сам процесс обучения в известной степени уподобляется процессу реальной коммуникации, так как основой обучения является коммуникативная практика, постоянное выполнение условно-коммуникативных и подлинно коммуникативных упражнений. Все действия преподавателя и учащихся направляются на достижение главной цели обучения — коммуникативной компетенции.
Принцип языковой системности предполагает такой отбор содержания и методов обучения, который в наилучшей мере способствовал бы формированию метаязыковой компетенции. Принцип языковой системности — ведущий методический принцип в теоретических курсах языка для филологов, в практических курсах он занимает подчиненное положение, уступая первое место принципу коммуникативности. Если в практических курсах наряду с коммуникативностью признается важной и языковая системность, то языковой материал отбирается и распределяется не только с точки зрения его коммуникативной значимости, но и так, чтобы на каждом этапе и подэтапе представить систему обучения хотя бы в основных ее чертах. В таком случае в процессе обучения используются не только коммуникативные, но и языковые упражнения. Регулярно проводятся уроки обобщения и систематизации изученного языкового материала.
Страноведческая направленность предполагает обучение русскому языку на материале русской культуры. Изучение русского языка рассматривается как процесс проникновения в психологию и культуру русского народа. В то же время овладение страноведческим материалом служит реализации коммуникативной, образовательной и воспитательной целей обучения. Страноведческая направленность обучения проявляется не только в отборе текстового и тематического материала. В практических курсах русского языка выделяется особый аспект — лингвострановедение, предполагающий ознакомление иностранных учащихся с Россией, ее народом, историей и культурой через посредство русского языка и в процессе его изучения. Основными объектами лингвострановедческой работы являются: безэквивалентная и фоновая (неполноэквивалентная) лексика, языковая фразеология и афористика, невербальные средства общения. Реализация принципа страноведческой направленности способствует формированию у учащихся страноведческой компетенции.
Принцип учета родного языка и культуры предполагает такое построение процесса обучения, при котором принимается во внимание речевой и языковой опыт учащихся в области родного языка, а также особенности их родной культуры. Кроме того, знание родной культуры учащихся оказывает влияние и на характер поведения преподавателя, который должен вести себя так, чтобы не задеть чувства национального достоинства учащихся.
Наряду с основными выделяются и частные методические принципы — требования, предъявляемые к отдельным компонентам процесса обучения. Так, принципы минимизации учебного материала, его стилистической дифференциации, концентрического расположения, а также принцип учета специальности студентов лежат в основе отбора и организации учебного материала в практических курсах русского языка как иностранного. Принципы взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, устного опережения, беспереводности, аппроксимации характеризуют приемы и методы обучения.