Методические материалы, статьи

Основные понятия методики обучения РКИ. Часть 5.

Дидактические принципы — это требования, предъявляемые как к процессу обучения в целом, так и к отдельным его компонентам. В принципе взаимосвязи задач обучения, воспитания и общего развития учащихся выражаются дидактические требования к определению целей обучения. Принципы научности, связи обучения с жизнью, связи теории с практикой, доступности учитываются при определении содержания обучения. Принципы систематичности и последовательности характеризуют организацию учебного материала в курсе обучения. Принципы сознательности, наглядности, проблемности, творческой активности, индивидуализации — это требования, предъявляемые к выбору методов и приемов, средств и форм обучения. Принцип прочности характеризует результаты обучения.

Методические принципы отражают специфику обучения неродному языку. К ним относятся принципы: коммуникативности, языковой системности, страноведческой направленности и учета родного языка и культуры учащихся.

Коммуникативность — ведущий методический принцип, определяющий как отбор и организацию учебного материала, так и систему приемов обучения. Языковой и речевой материал в коммуникативных курсах отбирается и распределяется с учетом его коммуникативной значимости — сначала обучают наиболее необходимой для общения грамматике и лексике. Новые языковые явления представляются в составе речевых образцов, соотносимых с одной или несколькими ситуациями общения. Сам процесс обучения в известной степени уподобляется процессу реальной коммуникации, так как основой обучения является коммуникативная практика, постоянное выполнение условно-коммуникативных и подлинно коммуникативных упражнений. Все действия преподавателя и учащихся направляются на достижение главной цели обучения — коммуникативной компетенции.

Принцип языковой системности предполагает такой отбор содержания и методов обучения, который в наилучшей мере способствовал бы формированию метаязыковой компетенции. Принцип языковой системности — ведущий методический принцип в теоретических курсах языка для филологов, в практических курсах он занимает подчиненное положение, уступая первое место принципу коммуникативности. Если в практических курсах наряду с коммуникативностью признается важной и языковая системность, то языковой материал отбирается и распределяется не только с точки зрения его коммуникативной значимости, но и так, чтобы на каждом этапе и подэтапе представить систему обучения хотя бы в основных ее чертах. В таком случае в процессе обучения используются не только коммуникативные, но и языковые упражнения. Регулярно проводятся уроки обобщения и систематизации изученного языкового материала.

Страноведческая направленность предполагает обучение русскому языку на материале русской культуры. Изучение русского языка рассматривается как процесс проникновения в психологию и культуру русского народа. В то же время овладение страноведческим материалом служит реализации коммуникативной, образовательной и воспитательной целей обучения. Страноведческая направленность обучения проявляется не только в отборе текстового и тематического материала. В практических курсах русского языка выделяется особый аспект — лингвострановедение, предполагающий ознакомление иностранных учащихся с Россией, ее народом, историей и культурой через посредство русского языка и в процессе его изучения. Основными объектами лингвострановедческой работы являются: безэквивалентная и фоновая (неполноэквивалентная) лексика, языковая фразеология и афористика, невербальные средства общения. Реализация принципа страноведческой направленности способствует формированию у учащихся страноведческой компетенции.

Принцип учета родного языка и культуры предполагает такое построение процесса обучения, при котором принимается во внимание речевой и языковой опыт учащихся в области родного языка, а также особенности их родной культуры. Кроме того, знание родной культуры учащихся оказывает влияние и на характер поведения преподавателя, который должен вести себя так, чтобы не задеть чувства национального достоинства учащихся.

Наряду с основными выделяются и частные методические принципы — требования, предъявляемые к отдельным компонентам процесса обучения. Так, принципы минимизации учебного материала, его стилистической дифференциации, концентрического расположения, а также принцип учета специальности студентов лежат в основе отбора и организации учебного материала в практических курсах русского языка как иностранного. Принципы взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, устного опережения, беспереводности, аппроксимации характеризуют приемы и методы обучения.

Л. Московкин

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005