Методические материалы, статьи

Основные понятия методики обучения РКИ. Часть 4.

С понятием приема тесно связано понятие метода обучения. В современной методике обучения неродному языку термин метод имеет два толкования: дидактическое и собственно методическое. Дидактическое сходно с толкованиями этого термина в дидактике и методиках преподавания других учебных предметов. В соответствии с ним метод — это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на решение определенной учебной задачи. При деятельностном подходе к обучению выделяют три группы методов:

1) обеспечивающие овладение учебным предметом — словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные;

2) мотивирующие учебную деятельность — познавательные игры, учебные дискуссии, проблемные ситуации и др.;

3) методы контроля и самоконтроля учебной деятельности — опрос, зачет, экзамен и др.

Каждый метод реализуется в обучении при помощи тех или иных приемов, поэтому методы иногда определяют как совокупность приемов обучения, обеспечивающих решение учебных задач.

В соответствии с методическим толкованием метод — это система взглядов и представлений о том, как должен строиться процесс обучения. Среди методов как систем выделяют: грамматико-переводной, прямой, сознательно-сопоставительный, аудиолингвальный, аудиовизуальный, сознательно-практический, когнитивный, коммуникативный, суггестопедический и др. Эти методы группируют на разных основаниях: переводные и беспереводные (прямые); сознательные и интуитивные, традиционные и альтернативные.

Каждый метод находит свое воплощение в системе средств обучения, с помощью которых и осуществляется обучение языку. Различают средства обучения:

  • для преподавателя — учебные планы и программы, методические пособия, справочная и научная литература;
  • для учащихся — учебник, учебные пособия и словари;
  • аудиовизуальные — диа-, кино- и видеофильмы, слайды, аудиозаписи, таблицы и схемы;
  • технические — магнитофон, видеомагнитофон, компьютер, проекционная аппаратура.

Учебный план — документ, определяющий место учебного предмета «Русский язык» среди других предметов, устанавливающий количество учебных часов в целом и по неделям, сроки и формы обучения, виды контроля.

В программе формулируются цели обучения, описывается отобранный для овладения студентами учебный материал, даются рекомендации по планированию учебного процесса и по организации контроля результатов обучения.

Учебник — основное средство обучения, содержащее материал, предназначенный для овладения учащимися в различных видах речевой деятельности.

Учебные пособия — вспомогательные средства обучения, позволяющие повысить эффективность овладения каким-либо аспектом языка или видом речевой деятельности. Существуют пособия по обучению аспектам языка, видам речевой деятельности, функциональным стилям.

Учебно-методическое пособие — книга для преподавателя, содержащая описание организации учебного процесса и методические рекомендации по использованию тех или иных приемов обучения.

Принципы обучения — еще одна важная категория методики, которая не используется для описания каких-либо компонентов преподавательской или учебной деятельности, но тем не менее существенно влияет на организацию процесса обучения русскому языку как иностранному. Под принципами обучения понимают исходные требования к процессу обучения. Выполнение этих требований обеспечивает его необходимую эффективность.

Выделяют дидактические и методические принципы.

Л. Московкин

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005