Основные понятия методики обучения РКИ. Часть 4.
С понятием приема тесно связано понятие метода обучения. В современной методике обучения неродному языку термин метод имеет два толкования: дидактическое и собственно методическое. Дидактическое сходно с толкованиями этого термина в дидактике и методиках преподавания других учебных предметов. В соответствии с ним метод — это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на решение определенной учебной задачи. При деятельностном подходе к обучению выделяют три группы методов:
1) обеспечивающие овладение учебным предметом — словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные;
2) мотивирующие учебную деятельность — познавательные игры, учебные дискуссии, проблемные ситуации и др.;
3) методы контроля и самоконтроля учебной деятельности — опрос, зачет, экзамен и др.
Каждый метод реализуется в обучении при помощи тех или иных приемов, поэтому методы иногда определяют как совокупность приемов обучения, обеспечивающих решение учебных задач.
В соответствии с методическим толкованием метод — это система взглядов и представлений о том, как должен строиться процесс обучения. Среди методов как систем выделяют: грамматико-переводной, прямой, сознательно-сопоставительный, аудиолингвальный, аудиовизуальный, сознательно-практический, когнитивный, коммуникативный, суггестопедический и др. Эти методы группируют на разных основаниях: переводные и беспереводные (прямые); сознательные и интуитивные, традиционные и альтернативные.
Каждый метод находит свое воплощение в системе средств обучения, с помощью которых и осуществляется обучение языку. Различают средства обучения:
- для преподавателя — учебные планы и программы, методические пособия, справочная и научная литература;
- для учащихся — учебник, учебные пособия и словари;
- аудиовизуальные — диа-, кино- и видеофильмы, слайды, аудиозаписи, таблицы и схемы;
- технические — магнитофон, видеомагнитофон, компьютер, проекционная аппаратура.
Учебный план — документ, определяющий место учебного предмета «Русский язык» среди других предметов, устанавливающий количество учебных часов в целом и по неделям, сроки и формы обучения, виды контроля.
В программе формулируются цели обучения, описывается отобранный для овладения студентами учебный материал, даются рекомендации по планированию учебного процесса и по организации контроля результатов обучения.
Учебник — основное средство обучения, содержащее материал, предназначенный для овладения учащимися в различных видах речевой деятельности.
Учебные пособия — вспомогательные средства обучения, позволяющие повысить эффективность овладения каким-либо аспектом языка или видом речевой деятельности. Существуют пособия по обучению аспектам языка, видам речевой деятельности, функциональным стилям.
Учебно-методическое пособие — книга для преподавателя, содержащая описание организации учебного процесса и методические рекомендации по использованию тех или иных приемов обучения.
Принципы обучения — еще одна важная категория методики, которая не используется для описания каких-либо компонентов преподавательской или учебной деятельности, но тем не менее существенно влияет на организацию процесса обучения русскому языку как иностранному. Под принципами обучения понимают исходные требования к процессу обучения. Выполнение этих требований обеспечивает его необходимую эффективность.
Выделяют дидактические и методические принципы.