Методические материалы, статьи

Основные понятия методики обучения РКИ. Часть 1.

Методика обучения русскому языку как иностранному обладает своим понятийным аппаратом. Среди основных понятий, составляющих фундамент методики, наиболее важными являются: процесс, цели, содержание, принципы, методы, приемы, средства и организационные формы обучения. Все они в совокупности образуют систему методических категорий, позволяющую адекватно описывать варианты обучения русскому языку как иностранному в разных условиях.

Центральный компонент системы методических категорий — процесс обучения, структурно состоящий из двух взаимосвязанных процессов: преподавания и учения. Обучение направлено на достижение определенных целей, которые формируются под влиянием социально и личностно значимых мотивов, и состоит из системно связанных действий и операций.

Практическая (коммуникативная) цель обучения состоит в формировании у иностранных учащихся коммуникативной компетенции, способности общаться на русском языке. Информация в процессе общения может передаваться при помощи различных знаков и знаковых систем: языка, жестов, мимики, сигналов, указателей, рисунков и др. Основным (универсальным) средством общения является язык.

Фрагменты теоретического обучения включаются и в практические курсы русского языка для нефилологов. Так, в курсе русского языка на подготовительных факультетах и отделениях российских вузов периодически организуются уроки обобщения и систематизации изученного материала, цель которых — формирование метаязыковой компетенции учащихся.

Курс обучения языку как иностранному делится на этапы, характеризующиеся спецификой целей, содержания, методов, средств, условий обучения и определенными временными границами. Чаще всего выделяют начальный (подготовительные отделения и факультеты вуза) и продвинутый (основные факультеты вуза) этапы. Иногда выделяют еще средний этап — между начальным и продвинутым, а также завершающий, следующий за продвинутым. Цели каждого этапа соответствуют конечной цели обучения. Так, практическая цель курса русского языка на подготовительном факультете — овладение коммуникативными умениями в социально-бытовой, социально-культурной и учебно-профессиональной сферах общения на ограниченном языковом материале — соответствует конечной практической цели обучения иностранных студентов — овладение коммуникативными умениями, достаточными для получения специальности и для общения в русской языковой среде.

В рамках этапов обучения выделяются циклы занятий (концентры) и конкретные учебные занятия. В свою очередь каждое учебное занятие состоит из серии логически связанных между собой фрагментов. Все эти компоненты процесса обучения также направлены на достижения определенных целей, соответствующих конечным целям обучения. В методической литературе эти промежуточные цели получили название задач обучения.

Не менее важная категория методики, связанная с процессом и целями обучения, — содержание обучения, или содержание учебного предмета. Содержание обучения — этот тот учебный материал, которым нужно овладеть или который нужно усвоить для достижения целей обучения. В практических курсах русского языка как иностранного содержанием обучения является речевая деятельность: ее мотивы, речевые действия и операции, речевые произведения (высказывания и тексты). В теоретических курсах — система языка и тексты. В курсах, предусматривающих формирование и коммуникативной, и метаязыковой компетенции, это и речевая деятельность, и языковая система, и тексты.

Л. Московкин



См. также:
Что такое магистерская диссертация?
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005