Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Говорение. Часть 3.

Преимущества диалогической речи заключаются в общей ситуации (стюардесса — пассажир, врач — пациент), а значит, она менее развернута, чем монологическая, ее восприятие облегчают мимика, жесты, речевые клише, допускаемые повторы. Диалогическая речь проще и синтаксически.

Составная часть диалога, принадлежащая одному коммуниканту, называется репликой. Различают опорную, первую реплику и реактивную, ответную. Сочетание этих двух реплик называется диалогическим единством. Методически важно научить, как начинать и как поддерживать диалог. В случае затруднений в начале диалога следует подсказать предмет и тему разговора.

В условиях диалога порождаемый текст имеет определенную протяженность. Реплика может состоять из полного предложения (слова типа Да, Нет, Возможно) и отдельных вопросительных слов (Когда? Почему? и др.). Диалог бывает двучленным и многочленным единством.

Поскольку диалог рассматривается как обмен мыслями, методические задачи при анализе диалога состоят в определении:

  • количества реплик;
  • сложности каждой реплики (сколько в нее входит предложений, какие);
  • способа связи реплик (вопрос — вопрос, вопрос — ответ, утверждение — утверждение и др.)

При обучении диалогической речи используют следующие виды диалога по содержанию и установке на взаимодействие партнеров: обмен информацией; планирование совместны действий; обмен впечатлениями, мнениями; спор, полемик унисон.

В диалогообмене информацией информирование происходи с одной стороны или с обеих, взаимно:

  • В выходные я ездила на дачу.
  • А я была в филармонии.

Диалог — планирование совместных действий предполагает положительную реакцию партнера на опорную реплику:

  • Закончим все дела пораньше. Пойдем сегодня на дискотеку.
  • Я давно хотела посетить новый дискобар.

Диалог — обмен впечатлениями, мнениями строится на совпадении или расхождении мнений:

  • С удовольствием посмотрела вчера старый кинофильм.
  • Мне он показался примитивным.

Диалог — спор, полемика состоит из реплики-утверждения и реплики-отрицания:

  • Нахожу любопытным искусство примитивизма.
  • Считаю его разрушающим.

Диалог — унисон предполагает умение партнера в ответной реплике поддержать и продолжить тему:

  • Настоящий грибник умеет собирать грибы., даже весной.
  • Да. В это время растут такие грибы, которые не каждый знает: строчки, сморчки, колосовики.

По учебной нагрузке и технике применения (по форме использования) различают следующие виды диалогов; демонстрационные; разговорного облегчения; страноведческие, развлекательные; спиральные.

По форме и технике применения выделяются цепные и спиральные диалоги. Спиральные диалоги состоят из коротких диалогов — своеобразных витков спирали, по которой идет раскрытие темы. Небольшие по объему диалоги нетрудны для усвоения и полезны.

Обучение диалогу осуществляется дедуктивным или индуктивным способом. При дедуктивном способе обучение идет от целого к элементам конкретных образцов. Сначала прослушивается целое диалогическое единство-образец (запись или чтение преподавателя), только потом диалог читается учащимися, разыгрывается по ролям и заучивается наизусть. Лексический материал далее варьируется. При таком подходе облегчается припоминание и воспроизведение, отрабатывается умение вести диалоги на определенные темы. Минусы дедуктивного подхода в том, что выучить возможно лишь ограниченное количество диалогов, что для реальных потребностей недостаточно. У учащихся не развивается способность самостоятельно конструировать диалог, а следовательно, теряется возможность свободного общения в диалогической форме.

С. Вишнякова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005