Обучение речевой деятельности. Говорение. Часть 2.
Ситуация общения является экстралингвистической основой стилистического оформления речи. При обучении речи используется учебно-речевая ситуация — речевые и неречевые условия, заданные преподавателем или учебником в качестве стимула к речевому взаимодействию.
Отбираются только типичные или стабильные ситуации. Критерии их отбора:
- выполнение социально-коммуникативной роли — мать, отец, врач, продавец и др.;
- стимул общения.
Последний критерий имеет разную направленность: обмен мнениями; установление контакта при общении, знакомстве, выражении благодарности; информирование; запрос информации; побуждение к действию; выражение чувств, переживаний; выражение отношения к какому-либо событию. В зависимости от стимула формулируются задания к различным ситуациям общения.
Для того чтобы создать учебно-речевую ситуацию, преподаватель обеспечивает речевую поддержку, включающую:
- обеспечение предметного содержания;
- правильный выбор участников общения (учет близких интересов — туризм, музыка, театр, профессиональные интересы и др.);
- заблаговременное обеспечение обучаемых необходимым лексико-грамматическим материалом и навыками использования его в речи на иностранном языке.
Учебно-речевая ситуация создается:
- с помощью текста, являющегося предметом возможной коммуникации;
- с опорой на зрительную наглядность (картины, диафильмы, слайды и др.);
- с помощью реального события (посещение выставки, прогулка и т. п.), положенного в ее основу;
- с использованием устного словесного рисования и стимуляции воображения.
Для обеспечения коммуникации наличия ситуации недостаточно. Надо сформулировать коммуникативное задание: что-то уточнить, чего-то добиться, согласиться и т. п.
Чтобы научить говорению, необходимы образцы. Одним из условий научения говорению на первом этапе является передача слова, фразы, короткого сверхразового единства без изменения, т. е. с помощью репродукции, помогающей отрабатывать навык и сформировать умение. В новых же ситуациях общение представляет собой творческий процесс и является продуктивным видом РД, поскольку говорящий сам конструирует высказывание. Подражание в методике обучения иностранному языку не исключается, но при этом всегда подчеркивается, что обучение языку как средству общения носит осознанный характер.
При обучении говорению используется как подготовленная, так и неподготовленная речь.
Под подготовленной речью понимаются высказывания учащихся с опорой на смысловое содержание и языковой материал, заданные текстом или преподавателем. Высказывания предварительно заучиваются, отрабатываются и только потом репродуцируются.
Под неподготовленной речью подразумевается непосредственная реакция на заданную ситуацию. Неподготовленная речь возможна при условии сформированности навыков владения минимальным лексическим и грамматическим материалом. Главная методическая задача при неподготовленной речи — передача содержания на иностранном языке, отбор языковых средств для реализации нужного содержания. Сама же реализация речевой и языковой сторон высказываний осуществляется в форме диалога и монолога.
В современной методике и психологии диалог рассматривается как основа сотрудничества и взаимодействия двух сторон в акте речевого общения в процессе совместной деятельности.
Диалогическая речь по сравнению с монологической обладает своими трудностями и преимуществом в восприятии. Особенность диалога в том, что почти одновременно происходят несколько сложных процессов: восприятие речи, внутреннее проговаривание слышимого и внутреннее планирование ответа. Это означает, что хорошо должны быть развиты как механизмы слушания, так и механизмы говорения. Кроме того, определенную сложность представляют и такие особенности диалога, как спонтанность речи, частая смена тем речевого общения, необходимость постоянно следить за мыслью собеседника и быстро реагировать на его реплики, а также самому инициативно продолжать общение.