Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Говорение. Часть 2.

Ситуация общения является экстралингвистической основой стилистического оформления речи. При обучении речи используется учебно-речевая ситуация — речевые и неречевые условия, заданные преподавателем или учебником в качестве стимула к речевому взаимодействию.

Отбираются только типичные или стабильные ситуации. Критерии их отбора:

  • выполнение социально-коммуникативной роли — мать, отец, врач, продавец и др.;
  • стимул общения.

Последний критерий имеет разную направленность: обмен мнениями; установление контакта при общении, знакомстве, выражении благодарности; информирование; запрос информации; побуждение к действию; выражение чувств, переживаний; выражение отношения к какому-либо событию. В зависимости от стимула формулируются задания к различным ситуациям общения.

Для того чтобы создать учебно-речевую ситуацию, преподаватель обеспечивает речевую поддержку, включающую:

  • обеспечение предметного содержания;
  • правильный выбор участников общения (учет близких интересов — туризм, музыка, театр, профессиональные интересы и др.);
  • заблаговременное обеспечение обучаемых необходимым лексико-грамматическим материалом и навыками использования его в речи на иностранном языке.

Учебно-речевая ситуация создается:

  • с помощью текста, являющегося предметом возможной коммуникации;
  • с опорой на зрительную наглядность (картины, диафильмы, слайды и др.);
  • с помощью реального события (посещение выставки, прогулка и т. п.), положенного в ее основу;
  • с использованием устного словесного рисования и стимуляции воображения.

Для обеспечения коммуникации наличия ситуации недостаточно. Надо сформулировать коммуникативное задание: что-то уточнить, чего-то добиться, согласиться и т. п.

Чтобы научить говорению, необходимы образцы. Одним из условий научения говорению на первом этапе является передача слова, фразы, короткого сверхразового единства без изменения, т. е. с помощью репродукции, помогающей отрабатывать навык и сформировать умение. В новых же ситуациях общение представляет собой творческий процесс и является продуктивным видом РД, поскольку говорящий сам конструирует высказывание. Подражание в методике обучения иностранному языку не исключается, но при этом всегда подчеркивается, что обучение языку как средству общения носит осознанный характер.

При обучении говорению используется как подготовленная, так и неподготовленная речь.

Под подготовленной речью понимаются высказывания учащихся с опорой на смысловое содержание и языковой материал, заданные текстом или преподавателем. Высказывания предварительно заучиваются, отрабатываются и только потом репродуцируются.

Под неподготовленной речью подразумевается непосредственная реакция на заданную ситуацию. Неподготовленная речь возможна при условии сформированности навыков владения минимальным лексическим и грамматическим материалом. Главная методическая задача при неподготовленной речи — передача содержания на иностранном языке, отбор языковых средств для реализации нужного содержания. Сама же реализация речевой и языковой сторон высказываний осуществляется в форме диалога и монолога.

В современной методике и психологии диалог рассматривается как основа сотрудничества и взаимодействия двух сторон в акте речевого общения в процессе совместной деятельности.

Диалогическая речь по сравнению с монологической обладает своими трудностями и преимуществом в восприятии. Особенность диалога в том, что почти одновременно происходят несколько сложных процессов: восприятие речи, внутреннее проговаривание слышимого и внутреннее планирование ответа. Это означает, что хорошо должны быть развиты как механизмы слушания, так и механизмы говорения. Кроме того, определенную сложность представляют и такие особенности диалога, как спонтанность речи, частая смена тем речевого общения, необходимость постоянно следить за мыслью собеседника и быстро реагировать на его реплики, а также самому инициативно продолжать общение.

С. Вишнякова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005