Обучение речевой деятельности. Аудирование. Часть 3.
Несмотря на то, что аудирование является сложным видом речевой деятельности, оно обладает свойствами, облегчающими обучение. К резервам, помогающим воспринимать звучащую речь, относятся:
- избыточность устной речи — повторы, толкование, дающее время на отделение основной информации от дополнительной;
- наличие в устном сообщении до 40% экстралингвистических средств — мимика, жесты, паузы;
- паузы во время говорения, которые дают возможность осмыслить воспринимаемое;
- разница во времени, необходимая, чтобы понять и сказать;
- способность слушающего опережать говорящего в выявлении еще не высказанной информации, т. е. умение прогнозировать развитие высказывания;
- умение слушающего отбирать нужную информацию.
При обучении аудированию важно знать и учиться преодолевать трудности, осложняющие восприятие звучащей речи. Среди них выделяют три группы.
1. Трудности, связанные с условиями речевосприятия:
- однократность предъявления информации, отсутствие возможности вернуться к высказыванию и пословно проанализировать его;
- темп, задаваемый информантом (часто быстрый в устной речи) и необходимость быстрой реакции на услышанное;
- понимание людей с различными голосовыми характеристиками (разной силы тембра), разной произносительной манерой, в которой могут быть индивидуальные отклонения от нормы;
- отсутствие зрительных опор при восприятии механической речи — радио, фонозаписи;
- несовпадение паралингвистических компонентов в разных языковых культурах.
2. Трудности восприятия языковой формы:
- фонетические, объясняемые расхождением между графическим и акустическим обликом слова в разговорной речи (вход [фхот]; пожалуйста [пажалсть]);
- лексические, в случаях распознавания омофонов (плод — плот), омонимов (класс животных — школьный класс), лексико-семантических вариантов многозначных слов (тяжелый предмет — тяжелый больной); паронимов (невежа — невежда), имен собственных;
- ритмико-интонационные, возникающие когда интонация выражает подтекст;
- транспозиционные, связанные с экспрессивной и стилистически окрашенной речью («Как мы отдохнули?» в значении «Как вы отдохнули?»).
3. Трудности, связанные с пониманием смысла высказывания. К ним относятся:
- трудности фактического содержания, связанные с пониманием того, что произошло, где, когда, с кем и т. п.;
- понимание логики высказывания — связей между событиями, фактами (причинно-следственных, временных, условных и др.);
- осознание коммуникативного задания, общей идеи, мотивов аудитора;
- формирование своей позиции к услышанному, его критического восприятия.
Успех овладения аудированием зависит от развития механизмов восприятия звучащей речи, от умений преодолевать трудности усвоения речи на слух. Уровень зрелости аудирования определяется точностью, полнотой и глубиной понимания звучащей речи. В соответствии с этим строится система упражнений для обучения аудированию, учитывающая объективное отражение характера формулируемой речевой деятельности, последовательность становления речевых навыков и умений, порядок нарастания языковых и операционных трудностей. По структуре система упражнений делится на две группы.
1. Предречевые, или тренировочные, упражнения, составленные с учетом специально подобранных изолированных трудностей. Они направлены на снятие психологических и лингвистических затруднений, развивают фонематический и интонационный слух. К ним относятся фонетические, лексические и грамматические механизмы аудирования.
2. Речевые упражнения. Представляя собой уже управляемую речевую деятельность, они обучают полноте и глубине восприятия аудиотекста в ситуациях, максимально приближенных к реальному общению. Речевые упражнения рассчитаны на развитие языковой догадки, механизма вероятностного прогнозирования, механизма осмысливания.