Обучение речевой деятельности. Аудирование. Часть 1.
В практическом курсе русского языка для иностранцев аудирование выступает в качестве цели и средства обучения. Цель обучения аудированию определяется общими задачами курса и этапом обучения. Так, на начальном этапе необходимо сформировать у учащихся умения узнавать на слух усвоенные речевые элементы, членить языковой поток на слова и предложения.
Речевое общение может проходить в разных условиях, поэтому в процессе обучения русскому языку необходимо сформировать у учащихся умения понимать речь быстро говорящих незнакомых людей.
Наконечном этапе цель для филологов — сформированность аудитивных умений восприятия неадаптированных текстов любой жанрово-стилистической принадлежности; понимание подтекста; интерпретация прослушанного.
Основная роль аудирования как средства обучения — коммуникативная, его вспомогательные функции — обеспечение процесса обучения и стимулирование речевой деятельности учащихся.
Аудирование устной речи обеспечивается психофизиологическими механизмами, которые в условиях естественной коммуникации работают почти синхронно. Каждый механизм обеспечивает определенный участок процесса аудирования.
Во время слушания у реципиента происходит внутренняя имитация: срабатывает механизм внутреннего проговаривания. Звуковые и зрительные образы преобразуются в артикуляционные с помощью речедвигательного аппарата. Успешность аудирования зависит от правильности внутренней имитации. В свою очередь правильное озвучивание слов про себя зависит от сложившихся четких произносительных навыков во внешней речи. Значит, на начальном этапе аудирование и говорение должны развиваться в тесной взаимосвязи. Это обеспечит связь между артикуляционными и слуховыми ощущениями. Такое взаимодействие существенно и потому, что говорящий одновременно воспринимает на слух и собственную речь.
В расшифровке речевого потока принимает участие механизм сегментации речевой цепи, функция которого — расчленение звучащей речи на отдельные грамматико-семантические звенья: фразы, синтагмы, словосочетания, слова.
Роль механизма оперативной памяти заключается в удерживании слова, словосочетания на протяжении времени, необходимого для осмысления целого высказывания, фрагмента и т. д. От уровня оперативной памяти зависит величина единицы восприятия. Чем выше уровень оперативной памяти, тем больше величина восприятия, а значит, на ее переработку уходит меньше времени.
Одна из особенностей русской лексики состоит в многозначности слов. Их значение определяется контекстом и ситуацией. Понять, какой лексико-семантический вариант многозначного слова актуализирован в контексте звучащей речи, помогает механизм идентификации понятий.
Значительная роль в процессе аудирования принадлежит механизму антиципации, или вероятностному прогнозированию. Он позволяет слушающему по началу слова, словосочетания, предложения, целого высказывания, предугадать его конец, что облегчает понимание говорящего. Если реципиент слышит начало предложения Сейчас мы..., то ему становится ясным дальнейшее употребление глагола множественного числа настоящего времени. Если же сферхфразовое единство начинается предложением Все было тщательно продумано, то, вероятнее всего, далее будет конкретизация того, что же именно и как «тщательно» продумано. Факторы предугадывания носят характер как лингвистический, так и экстралингвистический. К ним относятся: ситуация общения, контекст, личность говорящего, обстановка, а также опыт общения на данном языке.