Обучение речевой деятельности. Специфика речевой деятельности в системе обучения языку. Часть 2.
Речевая деятельность характеризуется трехуровневой структурой.
Первый уровень — мотивационно-побудительный, на котором на основе потребностей формируются мотивы, запускающие всю деятельность, например, при говорении. Источником речевой деятельности во всех ее видах являются коммуникативные и познавательные мотивы — потребности высказать или принять мысль на неродном языке, познакомиться с культурой носителей этого языка, удовлетворить свои профессиональные запросы. На этом же уровне происходит осознание цели деятельности.
Второй уровень — аналитико-синтетический, на котором происходят планирование, программирование и внутренняя организация речевой деятельности, а также отбор и организация языковых средств, необходимых для реализации цели деятельности (выражения своей мысли или понимания чужой).
На третьем, исполнительском уровне выполняется деятельность, которая может быть внешне выраженной (при говорении и письме) или невыраженной (при аудировании и чтении).
В основе речевой деятельности лежит сложный речевой механизм, в состав которого входят механизмы:
- общефункциональные — осмысление, опережающее отражение, долговременная и оперативная память;
- лексико-грамматического, фонетического и графического оформления высказываний;
- оперирования — сличение, выбор, набор, комбинирование, составление целого из частей, построение по аналогии и др.
Общефункциональные механизмы, сформированные в речи на родном языке, действуют и на изучаемом языке. Механизмы языкового оформления и оперирования при обучении неродному языку чаще всего приходится или формировать заново, или достраивать, приспосабливать к новому языку.
Все виды речевой деятельности имеют общие звенья речевого механизма, что облегчает овладение одним на базе другого.
Эта общность психологических механизмов лежит в основе методической концепции взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.
Весь комплекс физиологических механизмов направлен на формирование продукта, или результата, речевой деятельности — высказывания или текста в процессе говорения или письма и умозаключения в процессе слушания или чтения. При организации обучения учитываются все основные характеристики речи как деятельности: предмет, структура, средства, способы реализации и сам продукт речевой деятельности.
Трудности речевой деятельности на неродном языке объясняются низким уровнем функционирования механизмов речи, приспосабливающихся к иностранному языку. Необходимы специальные упражнения, определяющие усилия по развитию отдельных звеньев и всех механизмов вместе.
Поскольку реализация речи осуществляется в устной или письменной форме, при обучении видам речевой деятельности необходимо иметь в виду экстралингвистические и лингвистические особенности каждой формы.
Экстралингвистические особенности речевой деятельности присущи в высшей степени устной речи и отсутствуют при письменной форме речевой деятельности. Экстралингвистические факторы помогают восприятию речи, однако существуют определенные трудности, связанные, например, с линейностью во времени, необратимостью отзвучавшего отрезка речи, восприятием темпа, задаваемого говорящим, высокой степенью автоматизированности устной речи.
Отличительная черта современной методики преподавания русского языка как иностранного — максимальное приближение условий учебного процесса к условиям естественной коммуникации: акт говорения рассчитан на слушателя, аудирование вообще не может состояться без говорения, письменная речь рассчитана на читателя. В естественной среде виды речевой деятельности выступают в тесной взаимосвязи. Именно поэтому в современной методике разрабатывается проблема комплексного обучения аудированию, чтению, говорению, письму. Такой подход возможен при условии знаний природы каждого отдельного вида речевой деятельности поскольку они имеют и общие, и отличительные характеристики речевого механизма.