Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Специфика речевой деятельности в системе обучения языку. Часть 2.

Речевая деятельность характеризуется трехуровневой структурой.

Первый уровень — мотивационно-побудительный, на котором на основе потребностей формируются мотивы, запускающие всю деятельность, например, при говорении. Источником речевой деятельности во всех ее видах являются коммуникативные и познавательные мотивы — потребности высказать или принять мысль на неродном языке, познакомиться с культурой носителей этого языка, удовлетворить свои профессиональные запросы. На этом же уровне происходит осознание цели деятельности.

Второй уровень — аналитико-синтетический, на котором происходят планирование, программирование и внутренняя организация речевой деятельности, а также отбор и организация языковых средств, необходимых для реализации цели деятельности (выражения своей мысли или понимания чужой).

На третьем, исполнительском уровне выполняется деятельность, которая может быть внешне выраженной (при говорении и письме) или невыраженной (при аудировании и чтении).

В основе речевой деятельности лежит сложный речевой механизм, в состав которого входят механизмы:

  • общефункциональные — осмысление, опережающее отражение, долговременная и оперативная память;
  • лексико-грамматического, фонетического и графического оформления высказываний;
  • оперирования — сличение, выбор, набор, комбинирование, составление целого из частей, построение по аналогии и др.

Общефункциональные механизмы, сформированные в речи на родном языке, действуют и на изучаемом языке. Механизмы языкового оформления и оперирования при обучении неродному языку чаще всего приходится или формировать заново, или достраивать, приспосабливать к новому языку.

Все виды речевой деятельности имеют общие звенья речевого механизма, что облегчает овладение одним на базе другого.

Эта общность психологических механизмов лежит в основе методической концепции взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.

Весь комплекс физиологических механизмов направлен на формирование продукта, или результата, речевой деятельности — высказывания или текста в процессе говорения или письма и умозаключения в процессе слушания или чтения. При организации обучения учитываются все основные характеристики речи как деятельности: предмет, структура, средства, способы реализации и сам продукт речевой деятельности.

Трудности речевой деятельности на неродном языке объясняются низким уровнем функционирования механизмов речи, приспосабливающихся к иностранному языку. Необходимы специальные упражнения, определяющие усилия по развитию отдельных звеньев и всех механизмов вместе.

Поскольку реализация речи осуществляется в устной или письменной форме, при обучении видам речевой деятельности необходимо иметь в виду экстралингвистические и лингвистические особенности каждой формы.

Экстралингвистические особенности речевой деятельности присущи в высшей степени устной речи и отсутствуют при письменной форме речевой деятельности. Экстралингвистические факторы помогают восприятию речи, однако существуют определенные трудности, связанные, например, с линейностью во времени, необратимостью отзвучавшего отрезка речи, восприятием темпа, задаваемого говорящим, высокой степенью автоматизированности устной речи.

Отличительная черта современной методики преподавания русского языка как иностранного — максимальное приближение условий учебного процесса к условиям естественной коммуникации: акт говорения рассчитан на слушателя, аудирование вообще не может состояться без говорения, письменная речь рассчитана на читателя. В естественной среде виды речевой деятельности выступают в тесной взаимосвязи. Именно поэтому в современной методике разрабатывается проблема комплексного обучения аудированию, чтению, говорению, письму. Такой подход возможен при условии знаний природы каждого отдельного вида речевой деятельности поскольку они имеют и общие, и отличительные характеристики речевого механизма.

С. Вишнякова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005