Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Письмо. Часть 4.

Частное бытовое письмо — разновидность сочинения. В письмах обычно рассказывают о своих делах, об отношении к окружающим людям, выражают мнение по поводу каких-то фактов. Следовательно, используется прием рассуждения. Для написания письма необходимо владеть всеми функциональными типами речи, а также русскими эпистолярными формулами — обращением, приветствием, извинением, выражением благодарности, заключением письма.

Правильное оформление адреса на конверте также входит в обучение бытовому письму.

На продвинутом этапе обучения письменной речи особое значение придается сжатому изложению.

Сжатое изложение — передача содержания в сокращенном виде, когда выделяют только существенные факты, события.

Различают несколько видов сжатого изложения: краткое воспроизведение текста по смысловым опорам, конспект, резюме, аннотация, реферат.

Резюме — краткий вывод, суммирование основных мыслей текста.

Конспект — краткое изложение содержания или основных идей прослушанного либо прочитанного (лекции, главы учебника, книги) для личного пользования.

Конспектирование является речевым письменным упражнением. Оно представляет определенные трудности для иностранных учащихся в силу особенностей речевых действий, которые требуется быстро и правильно осуществить на неродном языке и записать с сокращением слов. Специфика речевых действий заключается в том, что при чтении или прослушивании происходит одновременный отбор необходимой информации: сворачивание до смысловой вехи, которая потом развертывается. В результате содержание предложения из текста переделывается таким образом, что получается кратким, с необходимой для конспектирования информацией.

Упражнения по обучению конспектированию выполняются, начиная с ранних стадий обучения языку. К ним относятся:

  • диктанты свободные и включающие специальную лексику;
  • письменные ответы на устные вопросы;
  • переформулирование фразы с целью сокращения;
  • обучение сокращению слов;
  • тезирование;
  • письменный краткий пересказ.

Аннотация — лаконичное обобщение содержания текста, включающее элемент оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности. Объем аннотации небольшой.

Обучение аннотированию строится в несколько этапов (при этом используются разные виды чтения):

  • Просмотровое или ознакомительное чтение с целью составить общее представление о содержании источника.
  • Перечитывается источник, используется изучающее чтение тех отрывков и предложений, которые содержат актуальную информацию.
  • Осуществляется языковая обработка и письменное изложение информации с указанием выходных данных, основных положений, а также дополнительных сведений.

Реферат — краткое изложение содержания и выводов какого-либо научного труда или нескольких статей, книг на определенную тему. Это письменное упражнение считается лучшим средством развития научного стиля, отличается высокой точностью, большой информативностью, лаконичностью языка.

При обучении реферированию важно уметь не только кратко изложить содержание источника информации, но и указать на характер, методику и результаты исследования. Необходимо владеть приемами сравнения, сопоставления, обобщения. Они помогут выявить, чем именно отличается этот источник от других работ, в чем проявляются особенности средств и методов, использованных автором. Обучение реферированию должно начинаться знакомством со структурой реферата и с правилами его оформления.

Последовательность составления реферата:

  • Восприятие общего смысла с помощью ознакомительного чтения.
  • Повторное чтение фрагментов, содержащих важную информацию.
  • Смысловой анализ текста.
  • Составление плана реферата.
  • Языковая обработка и письменное изложение.

Продуктивным направлением современной методики обучения иностранным языкам является взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, что объясняется стремлением приблизить процесс обучения к естественной коммуникации.

С. Вишнякова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005