Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Письмо. Часть 2.

Фонетический принцип означает написание слов по произношению. В соответствии с ним пишутся, например, приставки, оканчивающиеся на с, з (рассыпаться, но раззадориться), слова, начинающиеся с буквы и, перед которой приставка с согласным на конце: безыдейный, от идея.

Сохраняется в русском языке и традиционное написание слов, не по произношению, а как писали раньше. Например, в формах инфинитива, 3-го лица возвратных глаголов произносится [ць], а пишется -ться, тся, существительные мужского рода с основой на шипящий пишутся без мягкого знака — луч, а женского — с мягким знаком — дочь и т. д.

Обучение орфографии специально не выделяется в учебниках для иностранцев, а составляет часть работы по грамматике и лексике.

Как же оценивать орфографические ошибки? Методически неверно оценивать письменные работы иностранцев по количеству орфографических ошибок. При коммуникативном подходе к обучению иностранным языкам значимыми считаются те ошибки, которые препятствуют общению, затрудняют его.

В качестве основных упражнений по орфографии рекомендуются диктанты. Их разновидности:

Зрительные диктанты предполагают, что учащиеся сначала анализируют записанные или спроецированные на доске предложения с изучаемыми орфограммами, а потом по памяти воспроизводят их.

Слуховые диктанты. Опираются на слуховое восприятие предназначенного для записи текста, на соотнесение звукового состава слова с графическим.

Самодиктанты. Основаны на воспроизведении ранее выученного текста. Тексты могут подвергаться предварительному анализу, объяснению орфограмм.

Выборочные диктанты, Представляют собой вид слуховых или зрительных диктантов. В отличие от других видов диктантов предполагают запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы на изучаемое правило.

Картинные диктанты. Основаны на том, что показываются иллюстрации с изображением предметов, учащимся надо назвать их и правильно записать. Рисунки предполагают лексику, содержащую изучаемые орфограммы.

В методике письменной речью называется умение передавать информацию с помощью письменной формы соответственно ситуации общения.

Письменная речь характеризуется рядом специфических признаков:

  • развернутостью, в силу непрямой связи между участниками акта общения;
  • произвольностью, поскольку пишущий самостоятельно отбирает адекватные средства выражения содержания и может изменить текст, отредактировав;
  • коммуникативной, смысловой и композиционной организованностью.

Владение письменной речью связано с совершенствованием важных психологических механизмов.

Механизм осмысления отвечает за установление смысловых связей: сначала между понятиями, потом между членами предложения, затем между данным и новым, или темой и ремой.

Механизм упреждения (упредить — предупредить, опередить) назван так потому, что позволяет во внутренней речи проверить, проговорить каждое слово. Действие звукового анализатора, скрытой артикуляции и интонирования дополняется действием зрительного и двигательного (рука) анализаторов. Прежде чем произнести слово, механизм упреждения дает возможность предвидеть последующие слова и связи между ними, представить перспективу раскрытия замысла не только предложения, но и всего высказывания.

Механизм памяти, как оперативной, так и долговременной, играет также важную роль. Оперативная память позволяет удерживать предмет высказывания при записи предложения и текста. Долговременная память помогает возникновению ассоциаций с накопленным ранее и прочно запомнившимся опытом.

Обучение письменной речи строится в зависимости от целей, стоящих перед изучающими иностранный язык. Цели определяются коммуникативными потребностями: наличием или отсутствием языковой среды, социальным статусом иностранцев, формой обучения.

С. Вишнякова



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005