Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Чтение. Часть 2.

Моделирование текста — одно из условий оптимизации обучения, поскольку модель является формой научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях.

Цель моделирования научного текста — помочь иностранным студентам адаптироваться к восприятию текста по специальности. Модель текста можно зафиксировать словесно или изобразить в виде схемы. Существуют разные концепции и способы построения моделей текста.

В одной концепции основные смысловые связи представлены в виде ядерных слов и словосочетаний, фокусом которых является коммуникативная задача текста. Согласно этой концепции, методика построения модели текста включает этапы:

  • Определение темы текста.
  • Выделение его коммуникативной задачи.
  • Выделение микротем текста в зависимости от коммуникативной задачи.
  • Нахождение в микротемах новой информации текста, являющейся решением поставленной автором коммуникативной задачи текста.
  • Графическое представление структурно-смысловых связей модели.

Другая концепция построения модели текста основана на отображении его денотатной структуры. Графическое представление в ней осуществляется в виде схемы, графа или сети, где вершинам соответствуют имена денотатов — ключевых элементов текста, наиболее важных для понимания — полученные в результате содержательного анализа текста и применения необходимых знаний о данном фрагменте действительности, а ребрам — предметные отношения.

Этапы методики построения денотатной структуры текста:

  • выделение денотатов;
  • выделение подтем;
  • определение субтем;
  • графическое представление иерархии подтем и субтем;
  • определение соотношения денотатов: приведение их в соответствие с моделью ситуации, формировавшейся в интеллекте.

Существуют и иные способы построения модели текста, например модель субъектно-предикатных отношений. Текстовым субъектом называется то, что поясняется, а его предикатом — само пояснение, описание, объяснение или доказательство. Субъект и предикат текста выражаются не отдельными словами, а целыми предложениями — одним, двумя или несколькими. В субъектно-предикатной модели текста присутствуют субъекты и предикаты нескольких рангов.

Умения выделять существенные смысловые связи при чтении текста, моделировать его структурно-смысловой каркас облегчает процесс чтения и объективное понимание развития смысла в нем.

Для работы в аудитории преподаватель может выбрать любую удобную, на его взгляд, концепцию построения модели текста.

В методике обучения чтению на иностранном языке выделяют упражнения по отношению к процессу чтения: дотекстовые, или предтекстовые, притекстовые и послетекстовые.

Дотекстовые упражнения направлены на формирование психологических механизмов: внутреннего проговаривания, вероятностного прогнозирования, увеличение объема зрительного восприятия, памяти и др. объяснение значений новых слов, грамматических явлений, тренировку их употребления путем многократного повторения в разных вариациях. Цель дотекстовых упражнений — снятие трудностей чтения, поэтому они ориентированы на определенные стадии усвоения: восприятие, имитацию, наблюдение, употребление и переключение.

На этапе притекстовых упражнений формируется коммуникативная установка на чтение, т. е. на необходимый объем извлечения информации, а следовательно, на определенные мыслительные операции. Притекстовые упражнения реализуются в форме заданий к прочтению текста, работа выполняется уже с речевым материалом.

Послетекстовые упражнения рассчитаны на понимание текста, на умение разбираться, каким образом реализуется коммуникативная задача. В этом случае используются умения совершать речевые действия: определять тему и основную мысль текста, его коммуникативную задачу; делить текст на смысловые вехи; находить в нем ключевые слова и др. К умениям самого высокого ранга (обязательная для филологов) относится выявление подтекстов и авторской позиции.

С. Вишнякова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005