Обучение речевой деятельности. Чтение. Часть 1.
Чтение — вид РД, направленный на восприятие и переработку информации письменного текста.
Обучение чтению имеет особое значение.
По сравнению с устной речью чтение обладает рядом особенностей, с одной стороны, облегающих восприятие речи, с другой — затрудняющих. Преимуществами чтения являются: выбор нужного темпа, возможность вернуться к непонятным местам. С точки зрения психологии зрительная память (а именно она работает при чтении) прочнее слуховой; легче идет постижение информации: от формы к значению, а не от значения к форме, как при письме. К трудностям чтения относятся: большой объем языкового материала, особенности понимания отдельных положений.
Слово может быть узнано в тексте, если в памяти читающего сформирован зрительный, звуковой и речедвигательный образ этого слова, если читающий ранее видел слово, слышал или сам произносил. Иначе обстоит дело с пониманием при чтении отдельных фраз, поскольку вряд ли читающий слышал, читал или произносил точно такие же предложения, которые ему встречаются в текстах. Понимание предложений возможно при условии, что фразы с подобной структурой читающий уже встречал или строил ранее, т. е. если у него сформирован и хранится в памяти фразовый стереотип.
Новые слова и грамматические конструкции, содержащиеся в тексте, должны быть объяснены до чтения. Нужно, чтобы учащийся мог сам их произнести и употребить в речи.
В обучении иностранным языкам используют разные формы работы, обусловленные определенными факторами.
По степени участия родного языка различают переводное чтение (с участием родного языка) и беспереводное чтение (без участия языка-посредника). Задача обучения в школе и в неязыковом вузе — беспереводное чтение, обеспечивающее понимание текста. Перевод используется в этом случае только как форма контроля. Понимание текста и его перевод не разные понятия. Перевести текст означает найти адекватные формы в родном языке, что требует специальной филологической подготовки.
По наличию или отсутствию языковых трудностей различают подготовленное чтение, предполагающее снятие языковых трудностей, и неподготовленное чтение.
После закрепления алфавита обычно переходят к чтению слов, словосочетаний и коротких предложений из 2—3 слов и только потом к чтению несложных связных текстов.
Проверять домашнее задание обычно начинают с тренировочных упражнений, чтения стечений гласных и согласных, многосложных слов, предложных словосочетаний, случаев качественной редукции безударных гласных, озвончения и оглушения согласных. Чтобы исправить ошибки в чтении многосложных слов — избежать двух ударений, пропуска звуков, переставления слогов, — рекомендуется разучивать их по слогам.
Обучение чтению осуществляется для конкретных практических потребностей. Главные черты зрелого (хорошего) чтения — высокая скорость чтения про себя и гибкость. Скорость чтения зависит от автоматизма обработки воспринимаемого печатного материала. Под гибкостью чтения подразумевается умение читать с разной скоростью в зависимости от ситуации. Существенное значение при чтении имеет то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. В свою очередь от этого зависит установка на степень полноты и точности понимания читаемого. Эти факторы обусловили выделение трех видов чтения: просмотрового, ознакомительного и изучающего.
Ознакомительное чтение используется на занятиях, если требуется обратить внимание лишь не определенные пункты задания, актуализировать те из них, которые связаны с решением какой-то частной учебной задачи. Такой вид чтения нужен, когда необходимо озаглавить текст, обозначить тему, основную мысль, стиль высказывания, выделить основные его части. К приемам ознакомительного чтения относятся также выделение главного и второстепенного в тексте, определение ключевых слов, несущих основную информацию текста. Эти умения могут быть сформированы в процессе выполнения специальных упражнений.