Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Фонетика русской речи. Часть 5.

При артикуляции [r] весь язык продвинут вперед и принимает выпуклую форму в передней его части. Кончик слабо вибрирует, губы растянуты. В конце слова и перед глухим [r'] оглушается.

В английском [l] — какуминальный сонант, а особенностью русского является вогнутое положение языка в средней его части. Подъему задней части спинки языка и веляризации [l] способствуют [о], [и] и согласные [k, g] в сочетаниях оло, улу, кло, клу, гло, глу, лко, лгу и др. Они произносятся с максимальной мускульной напряженностью.

Для постановки [l'] наиболее благоприятной является позиция между ударным [i] и гласными непереднего ряда: иля — ля, иле — лё, илю — лю. Артикуляция закрепляется в различных сочетаниях с гласными, согласными и на конце слова, а затем в упражнениях на противопоставление [l] — [l']: слог — слег, пилот — полет.

Русские твердые [s, z] — щелевые переднеязычные с двумя фокусами образования щели. Кончик языка загнут вверх, средняя часть спинки языка прогнута, задняя часть приподнята к мягкому нёбу. Губы слегка вытянуты вперед и округлены.

Типичное отклонение — смягченное произношение в результате подъема средней части спинки языка и более переднее его положение, характерные для английских [g, g']. При коррекции обращается внимание на положение кончика языка и оттянутость языка назад. Чтобы перейти от смягченного к твердому [s], нужно поднять кончик языка к альвеолам, при этом язык отодвинется назад.

Артикуляцию [s, z] следует ставить в изолированном и продленном произнесении, а затем закрепить в сочетаниях с лабиализованными гласными: [su, so, zu, zo] и заднеязычными согласными [к, g] в словах типа школа, жгу и др., а затем переходить к фразам.

Русский мягкий [s':] — двухфокусный согласный: передняя и средняя части спинки языка подняты к твердому нёбу, задняя часть опущена, кончик языка находится у нижних зубов, губы напряжены и слегка растянуты. При его постановке следует сначала добиться палатализации, а затем долготы произнесения звука. Можно использовать интервокальную позицию с гласными [i]. Затем артикуляция [s:] закрепляется в сочетаниях с другими гласными. На заключительном этапе используются слоги и слова на противопоставление [s] — [s':], [s'] — [s':]: пишу — пищу, весь — вещь.

Звук [с] — аффриката. Началом является смычный элемент [t'], кончик языка может находиться у нижних зубов или альвеол. Постепенное раскрытие смычки вызывает очень краткий элемент типа [s']. Губы слегка выпячены вперед. Английский [tf] тверже и менее слитен, чем русский.

Коррекция твердой аффрикаты в мягкую подчиняется общим рекомендациям по переводу твердых согласных в мягкие. Благоприятная позиция — интервокальная с [i]: [i] —> [ic'i] —> [c'i], сочетания с гласными [i, е]: лечить, ничей. В позиции перед [а, о, и] переход от гласного к согласным осуществляется через [i]-образный призвук.

Аффриката [с] имеет сложную артикуляцию: в начальный момент кончик и передняя часть языка смыкаются с твердым нёбом, что дает [t]-образный смычный элемент. Так как раскрытие смычки происходит замедленно, то артикуляция [с] заканчивается кратким щелевым элементом типа [s]. Средняя часть спинки языка лежит плоско, губы пассивно растянуты. Подобная аффриката отсутствует в английском языке. Отклонения сводятся к смягченному произношению русского [с] и отсутствию слитности произношения аффрикаты.

При постановке акцентируется внимание на том, что [с] начинается как [t]. Наиболее благоприятной позицией являются сочетания с [t]: отца, тридцать и др. Для устранения отдельного произношения взрывного [t] и щелевого [s] необходимо энергично и кратко произнести [ts], не отрывая язык от зубов при переходе [t] к [s]. Для закрепления выполняются упражнения на противопоставление [с] — [tc] — [ts]: цифра — отсыпать, отцы — вот сыр. На заключительном этапе используются упражнения на дифференциацию [с] — [s], [с] — [s'], [с] — [t'], [с] — [с']: цены — сено, цирк — сыр, целый — тело, цех — чех.

О. Рогожина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005