Обучение аспектам русского языка как иностранного. Фонетика русской речи. Часть 5.
При артикуляции [r] весь язык продвинут вперед и принимает выпуклую форму в передней его части. Кончик слабо вибрирует, губы растянуты. В конце слова и перед глухим [r'] оглушается.
В английском [l] — какуминальный сонант, а особенностью русского является вогнутое положение языка в средней его части. Подъему задней части спинки языка и веляризации [l] способствуют [о], [и] и согласные [k, g] в сочетаниях оло, улу, кло, клу, гло, глу, лко, лгу и др. Они произносятся с максимальной мускульной напряженностью.
Для постановки [l'] наиболее благоприятной является позиция между ударным [i] и гласными непереднего ряда: иля — ля, иле — лё, илю — лю. Артикуляция закрепляется в различных сочетаниях с гласными, согласными и на конце слова, а затем в упражнениях на противопоставление [l] — [l']: слог — слег, пилот — полет.
Русские твердые [s, z] — щелевые переднеязычные с двумя фокусами образования щели. Кончик языка загнут вверх, средняя часть спинки языка прогнута, задняя часть приподнята к мягкому нёбу. Губы слегка вытянуты вперед и округлены.
Типичное отклонение — смягченное произношение в результате подъема средней части спинки языка и более переднее его положение, характерные для английских [g, g']. При коррекции обращается внимание на положение кончика языка и оттянутость языка назад. Чтобы перейти от смягченного к твердому [s], нужно поднять кончик языка к альвеолам, при этом язык отодвинется назад.
Артикуляцию [s, z] следует ставить в изолированном и продленном произнесении, а затем закрепить в сочетаниях с лабиализованными гласными: [su, so, zu, zo] и заднеязычными согласными [к, g] в словах типа школа, жгу и др., а затем переходить к фразам.
Русский мягкий [s':] — двухфокусный согласный: передняя и средняя части спинки языка подняты к твердому нёбу, задняя часть опущена, кончик языка находится у нижних зубов, губы напряжены и слегка растянуты. При его постановке следует сначала добиться палатализации, а затем долготы произнесения звука. Можно использовать интервокальную позицию с гласными [i]. Затем артикуляция [s:] закрепляется в сочетаниях с другими гласными. На заключительном этапе используются слоги и слова на противопоставление [s] — [s':], [s'] — [s':]: пишу — пищу, весь — вещь.
Звук [с] — аффриката. Началом является смычный элемент [t'], кончик языка может находиться у нижних зубов или альвеол. Постепенное раскрытие смычки вызывает очень краткий элемент типа [s']. Губы слегка выпячены вперед. Английский [tf] тверже и менее слитен, чем русский.
Коррекция твердой аффрикаты в мягкую подчиняется общим рекомендациям по переводу твердых согласных в мягкие. Благоприятная позиция — интервокальная с [i]: [i] —> [ic'i] —> [c'i], сочетания с гласными [i, е]: лечить, ничей. В позиции перед [а, о, и] переход от гласного к согласным осуществляется через [i]-образный призвук.
Аффриката [с] имеет сложную артикуляцию: в начальный момент кончик и передняя часть языка смыкаются с твердым нёбом, что дает [t]-образный смычный элемент. Так как раскрытие смычки происходит замедленно, то артикуляция [с] заканчивается кратким щелевым элементом типа [s]. Средняя часть спинки языка лежит плоско, губы пассивно растянуты. Подобная аффриката отсутствует в английском языке. Отклонения сводятся к смягченному произношению русского [с] и отсутствию слитности произношения аффрикаты.
При постановке акцентируется внимание на том, что [с] начинается как [t]. Наиболее благоприятной позицией являются сочетания с [t]: отца, тридцать и др. Для устранения отдельного произношения взрывного [t] и щелевого [s] необходимо энергично и кратко произнести [ts], не отрывая язык от зубов при переходе [t] к [s]. Для закрепления выполняются упражнения на противопоставление [с] — [tc] — [ts]: цифра — отсыпать, отцы — вот сыр. На заключительном этапе используются упражнения на дифференциацию [с] — [s], [с] — [s'], [с] — [t'], [с] — [с']: цены — сено, цирк — сыр, целый — тело, цех — чех.