Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Грамматика. Часть 6.

Грамматика на продвинутом этапе обучения описывает грамматические явления одновременно и от смысла и от формы в их неразрывном единстве, поскольку нельзя ограничиться лишь одним из этих подходов, — ведь речь идет о функционировании грамматических форм, о выражении при их участии определенного смысла.

Оптимально планировать построение грамматического материала на продвинутом этапе обучения на основе определенных семантических блоков, содержание и языковое наполнение которых может быть ограничено или расширено в зависимости от контингента учащихся, сроков и целей обучения.

Семантические блоки:

  • Предикативные отношения.
  • Атрибутивные отношения.
  • Субъективно-объективные отношения.
  • Временные отношения.
  • Пространственные выражения.
  • Отношения причины и следствия.
  • Отношения условия.
  • Значения дели.
  • Уступительные отношения.
  • Модальность необходимости и возможности.
  • Модальность побуждения.
  • Отрицательная модальность.

Организация грамматического материала представлена обобщенно, так как здесь не отражено, о каких конкретно грамматических явлениях следует говорить в том или ином разделе, однако она показывает единство подхода к широкому спектру грамматических разнородных явлений как морфологического, так и синтаксического уровня. Принцип отбора материала связан с конкретными трудностями усвоения иностранцами некоторых морфологических или синтаксических тем. Так при изучении предикативных отношений в русском языке обычно обращают внимание на конструкции пассивного залога типа дом строится рабочими и дом строится, а также на синтаксические конструкции типа дом строят, дом построили. Представляет определенные трудности для иностранцев конструкции типа мне не спится, не спалось, а также меня не было, его ранило, ему надо сказать.

При изучении атрибутивных отношений в русском языке необходимо особое внимание обратить на употребление полной и краткой форм прилагательных и разграничить использование их в качестве определения и в качестве сказуемого в предложении. Таким образом, предшествующая тема будет неразрывно связана с последующей, и они взаимно дополнят друг друга.

При изучении субъектно-объектных отношений трудности у иностранцев вызывает употребление падежных форм с некоторыми группами глаголов. Значит, объяснение преподавателем грамматических явлений непосредственно будет связано с рассмотрением определенных лексико-семантических групп глагола и их управлением.

При описании и преподавании грамматики русского языка как иностранного грамматические категории не могут рассматриваться только в пределах какого-либо одного раздела грамматики, например в пределах морфологии. Морфологическая категория обязательно связана с ее функционированием в составе синтаксических единиц при выражении того или иного смысла в речи, в высказывании. Например, при изучении временных отношений в русском языке преподаватель непременно обращается к вопросам употребления видовременных форм глагола. Эта тема представляет особую трудность для иностранных учащихся на всех уровнях обучения. При изучении данной морфологической категории нельзя ограничиться только вопросом об образовании видовых пар, об их значении вне контекста. Следует особенное внимание уделить функционированию данных форм в минимальном, а затем в расширенном контексте, в рамках диалогического единства и далее — в тексте. Функции видо-временных форм распространяются на выражение и модальных значений в определенных синтаксических структурах, и общей временной и модальной характеристики целого текста.

Подача материала на продвинутом этапе осуществляется:

  • на основе связного текста с последующим анализом функционирования изучаемых форм и дополнительными упражнениями к нему. Упражнения включают разные типы заданий, от тренировочных до речевых, предполагающих самостоятельный выбор нужной грамматической формы при конструировании собственных высказываний учащимися;
  • на примерах, представляющих собой отдельные фрагменты речи, в микроситуациях: где следует употребить заданную форму; где следует выбрать нужную форму из нескольких заданных; где учащиеся сами продуцируют высказывание с учетом необходимого выбора как слова, так и его формы.

    Л. Вольская

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005