Методические материалы, статьи

Обучение и развитие. Часть 4.

Обучая мышлению, недостаточно только побудить мысль. Необходимо постоянно поддерживать и развивать мыслительную деятельность учащихся в нужном направлении: побуждать анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить закономерные связи и отношения между изучаемыми процессами, явлениями, предметами, комбинировать известные способы деятельности для их использования при решении новых задач.

Одним из основных эффективных способов развития опыта мышления учащихся являются так называемые подсказки, представляющие собой внешние побудители педагогом внутреннего процесса мышления учащихся. Такие «подсказки» не должны быть подсказками в буквальном смысле — применять их нужно так, чтобы основную мыслительную работу выполнял учащийся сам.

Основные виды «подсказок»:

  • направляющие:

    • общие указания о характере предстоящей работы: сообщение исходных данных, цели, порядка работы, ссылки на знакомый материал или аналог, ориентиры для самоконтроля и т. п.;
    • применение «опорных сигналов», направляющих мысль;
    • схематизация — использование условных обозначений, формул, графиков, схем и других знаковых форм информации;
    • предложение учащимся проговорить вслух намечаемый ими или реализуемый путь решения задачи, выполнения задания;
    • варьирование содержания или формы предъявления задания, требующего мышления для его выполнения;
    • предложение учащимся подвести под правило предполагаемый или реализуемый способ решения задачи или выполнения задания;
    • предложение учащимся объяснить изучаемые факты, явления, способы действия на основе ранее усвоенного понятия, закономерности, правила;
    • предложение учащимся сформулировать правило или наметить общий способ, план решения конкретной задачи («смысловое» решение задачи, своеобразный алгоритм действия и т. п.) и руководствоваться ими при выполнении конкретного задания;
    • предложение определить недостающие данные для решения предложенной задачи с неполными данными и т. п.

  • корректирующие:

    • столкновение учащихся с допущенной ошибкой, противоречием в ходе их рассуждений;
    • анализ и самоанализ допускаемых и допущенных учащимися ошибок, совместное отыскание того звена решения, рассуждения, где были сделаны ошибки, совместное определение способов и путей их исправления и предупреждения;
    • наводящие и уточняющие вопросы к учащимся, переформулировка вопросов, предложение вопросов «продуктивного» характера и т. п.;
    • предложение «ключевого» слова, «ключевой» фразы, символа, аналогии, выводящих из затруднения в процессе решения мыслительной задачи;
    • предложение начать рассуждение «от обратного», т. е. применение «обходного» мышления и т. п.

  • мобилизующие:

    • указание на факт ошибки и предложение повторно подумать, внимательно разобраться;
    • одобрение и ободрение — словом, жестом, взглядом;
    • оценочные суждения о ходе мышления и другие методические приемы, основанные на создании и поддержании тактики успеха.

Следует указать еще на такой методический прием, положительно отражающийся на развитии опыта мышления учащихся, как оказание учащимся помощи товарищам и по учебе. При этом помогающий многое узнает для самого себя, у него возникает множество вопросов, он стремится выяснить все тонкости и детали разъясняемого товарищу, добраться до истины. Умение объяснить товарищу, доказать, убедить в значительной степени углубляет его собственные знания и тренирует мышление. Кроме того, непринужденная атмосфера взаимопомощи, как показывает опыт, положительно сказывается на понимании объясняемого материала, мышлении того учащегося, кому оказывается товарищеская помощь.

В. Скакун

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005