Методические материалы, статьи

Обучение и развитие. Часть 3.

Готовясь к занятию, необходимо внимательно разобраться, каким путем можно наиболее рационально прийти к выполнению задания, как найти общую стратегию решения задачи, какие умственные действия при этом необходимо совершить (учитывая реальный уровень знаний и развития учащихся). Такой анализ позволит раскрыть учащимся технологию мышления в ходе выполнения учебных заданий. Вот почему преподавателю, особенно начинающему, нужно решить все задачи, выполнить все расчеты и доказательства, которые он будет предлагать учащимся, а мастеру лично выполнить все виды сложных работ.

Проанализировав таким образом собственную умственную деятельность, педагог может доходчиво и убедительно объяснить учащимся, как осуществлять поиск решения, строить ход рассуждений, какие пробы производить, почему отказываться от одних и предпочитать другие, как находить выходы из тупиковых ситуаций. Учащиеся при этом осваивают процессы поиска, осознанно понимают источники возникновения решения, осознанно выполняют действия.

Для успешного развития опыта мышления учащихся необходимо, во-первых, чтобы они имели определенный запас знаний — это непременное, необходимое условие процесса мышления. Во-вторых, они должны владеть теми умственными операциями, с помощью которых приобретаются знания и, естественно, происходит процесс мышления: анализ — вычленение существенных признаков предметов и явлений; сравнение существенных свойств и признаков и выявление черт сходства и различия; синтез — мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков предметов и явлений в единое целое; рассмотрение предмета с разных сторон; способность объяснить сущность действий, решений, применяемых приемов; планирование предстоящих действий (умственных и практических).

Обучение мышлению — это решение определенных мыслительных задач, проблем. Вводя в учебный процесс ту или иную задачу, задание, педагог всегда должен отдавать себе отчет, каковы ее требования к мышлению, т. е. какие по составу и последовательности выполнения мыслительные операции нужно совершить, в чем особенности их применения, спроектировать мыслительную деятельность учащихся и руководить, управлять ею в процессе решения задачи.

Не всякая учебная задача есть задача мыслительная. Мыслительная задача — это такая, которая не может быть решена путем прямого использования ранее усвоенных знаний и требует существенного преобразования предложенного условия. Если учащиеся поставлены в условия необходимости решать реально жизненные или технически важные проблемы, задачи, то педагогический эффект от этого несомненен. Даже если учащийся дает неправильный ответ, им уже сделан шаг в развитии ума, и в следующий раз результат будет выше.

В процессе решения мыслительных задач необходимо постоянно регулировать умственную нагрузку учащихся. Чем больше напрягается учащийся, тем труднее ему удержать мысль и предмет мышления. Поэтому нужно разумно дифференцировать мыслительные нагрузки в зависимости от трудности решаемых задач, проблем, а также возможностей конкретных учащихся. С другой стороны, нужно опасаться «недогрузить» мозг, чем «перегрузить» его. «Недогруз» мозга чаще всего приучает учащихся к ограниченности мышления, к привычке мыслить шаблонами, отказу от нового, творческого.

В. Скакун



См. также:
Что такое магистерская диссертация?
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005