Методические материалы, статьи

Обучение и развитие. Часть 2.

Развитие нельзя свести только к формированию мышления, хотя мышление в развитии занимает ведущее место. Для того чтобы формировать у учащихся развитое мышление, педагогу необходимо знать некоторые характеристики и закономерности мышления.

Прежде всего о сущности мышления. Мышление — это всякое замещение практических действий над реальными вещами идеальными (умственными) действиями над их образами и понятиями, всякое выполнение действий в уме. Оно позволяет решать практические задачи посредством умственной деятельности, опираясь на знания о свойствах и отношениях реальных вещей. В свою очередь роль мышления состоит в том, что оно устанавливает и обнаруживает эти свойства и отношения. Таким образом мышление тесно связано со знаниями и на них строится.

Процесс овладения знаниями и мышление неразрывны: мышление может развиваться только на основе знаний, и наоборот, знания могут формироваться лишь на базе мышления. Известный психолог П. П. Блонский по этому поводу отмечал, что «пустая голова не рассуждает, но, чем больше опыта и знаний имеет голова, тем более способна она рассуждать».

Мышление как психический процесс человека, учащегося — в частности, условно разделяют на два уровня: репродуктивное мышление как оперирование уже имеющимися знаниями, и творческое мышление как открытие субъективно нового.

В течение всего периода обучения перед учащимися выступает, как правило, уже готовая, сложившаяся, известная система знаний — понятий и способов действий, открытых и выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития. Но то, что известно человечеству и не является для него объективно новым, для каждого учащегося оказывается вначале новым, неизвестным. Поэтому усвоение исторически накопленного богатства знаний и способов деятельности требует от учащегося больших усилий мышления, серьезной творческой работы, хотя он осваивает уже готовую систему понятий, причем осваивает под руководством своих педагогов. Следовательно, тот факт, что учащиеся осваивают уже известные человечеству знания, способы деятельности в ходе специального обучения, нисколько не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость самостоятельного мышления самих учащихся.

Для мыслительной деятельности человека весьма существенна ее взаимосвязь с языком, речью. Процесс выражения любой мысли в слове — это одновременно процесс становления самой мысли, т. е. учащиеся говорят так, как мыслят, и наоборот, чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. Отсюда вытекают две практические задачи: овладение преподавателем, мастером искусством речи (устным изложением, объяснением, беседой) и развитие культуры устной и письменной речи учащихся.

Для процесса мышления (особенно творческого, самостоятельного) характерны критичность, самокритичность, гибкость — без них невозможна правильная оценка данных, поиск вариантов решения и умений своевременно отказаться от не оправдавшего себя способа решения задачи.

Учащиеся не осваивают опыт мышления, не приобретают навыки мыслить сами по себе по ходу усвоения знаний и умений. Мышлению нужно обучать, опыт мышления нужно осваивать и развивать. Однако это не значит, что нужно проводить специальные уроки по обучению мышлению. Искусство педагога состоит в том, чтобы каждый урок сделать уроком обучения мышлению. Задача педагога состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление (такого вообще не существует), а научить учащихся думать, приучить к поискам, самостоятельным находкам, «открытиям» и т. п.

Чтобы эффективно управлять умственной деятельностью учащихся, учить их мыслить, педагог должен сам быть мыслящей личностью, четко знать, какие мыслительные операции необходимо совершить для успешного выполнения задания, решения задачи, каковы должны быть их конкретное содержание и последовательность применения. Такой своеобразный эталон мышления определяется преподавателем, мастером прежде всего на основе анализа собственной деятельности.

В. Скакун

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005