Методические материалы, статьи

Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку. Часть 3.

Ученый-методист Л. П. Федоренко в генезисе речевого развития ребенка выделяет четыре степени способности обобщения:

  • нулевая — дети, начинающие говорить, первого/второго года жизни усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом; слова воспринимаются ими как имена собственные;
  • первая — дети к концу второго года жизни понимают обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств, т.е. воспринимают слова как имена нарицательные;
  • вторая — дети к трем годам понимают смысл слов, обозначающих родовые понятия: мебель — стул, стол, шкаф, игрушка — мяч, кукла, кубик; понимают смысл имен существительных, называющих действия и признаки, например: хождение, плавание, бег, краснота, чернота;
  • третья — дети к пяти-шести годам понимают слова, обозначающие родовые понятия для слов высокой степени обобщения, например: растения — деревья, травы, лишайники; вещи — игрушки, посуда, мебель; плоды — овощи, фрукты, злаки.

Дети к школьному возрасту начинают овладевать четвертой степенью обобщения, т.е. способностью осмысливать слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.

Это очень важно понимать учителю, так как следы чувственного восприятия не исчезают полностью и человек, постигая значение языковой конструкции, слова, предложения, в первую очередь в сознании выстраивает некий образ, опираясь на уже имеющиеся в его опыте представления. Ученые доказали, что формирование словарного состава в сознании ребенка идет постепенно. Сначала накапливаются отдельные знаки: за образом конкретного предмета закрепляется название; затем устанавливаются устойчивые связи между знаками, они накапливаются и упорядочиваются и только после обобщения в сознании человека формируется трех-компонентная структура: чувственный образ предмета — семантическое представление о предмете — слово.

По мнению ученого-психолога А. Р. Лурии, для растущего ребенка овладение языком как общепринятой системой кодов, обозначающих предметы и их отношения, позволяет вводить эти предметы в известные системы или категории, что ведет к формированию у ребенка отвлеченного мышления или «категориального сознания».

Уже на начальном этапе обучения школьники знакомятся с языковой системой и ее единицами на всех уровнях: звуками и буквами на фонетическом и графическом уровне, словом — на лексическом, частями слова — на морфемном, частями речи — на морфологическом, предложением, словосочетанием — на синтаксическом. Школьники получают первые представления о тексте как особой единице языка.

Изучение всех сторон языка во взаимосвязи позволяет сформировать у школьников представление о языке как сложном, развивающемся явлении, имеющем разные уровни, которые находятся между собой во взаимодействии. Такое восприятие сущности языка, даже в его элементарной форме, закладывает фундамент дальнейшего успешного обучения в среднем звене школы.

Традиционно в программу по русскому языку для начальной школы включен раздел «Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи», который в каждом классе (с I по IV) представлен пятью подразделами: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание». Изучение основных тем носит «сквозной» характер и охватывает все годы обучения. Однако в каждом классе выделяются и ведущие темы.

В I классе значительное место занимает усвоение фонетики и графики, поскольку учащиеся овладевают процессом чтения и письма, у них формируются каллиграфические умения.

Во II классе по-прежнему в центре остается изучение основ фонетики и графики, так как решается задача развития и совершенствования навыков грамотного письма, навыков культуры устной речи.

В III классе в качестве ведущего направления работы выступает изучение морфемного состава слова и частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения.

В IV классе основное внимание уделяется изучению частей речи, формированию навыков правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005