Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку. Часть 2.
Младшие школьники изучают четыре знаменательные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение; знакомятся с предлогом и союзом как служебными частями речи. Включены в программу синтаксические знания о предложении и словосочетании, связи слов в предложении, главных и второстепенных членах, видах предложений по цели высказывания и по интонации.
Структура начального курса русского языка такова, что на каждом году обучения идет работа над всеми сторонами языка, т.е. в элементарной форме изучаются во взаимосвязи фонетика, лексика, грамматика и словообразование. Такое построение курса обусловлено необходимостью представлять язык как целостное явление, все стороны которого взаимодействуют между собой. Весь процесс обучения языку направлен на развитие языковых способностей и речевых умений учащихся.
В настоящее время в методической науке меняются подходы к преподаванию русского языка в школе. Больше внимания стало уделяться развитию языковых способностей школьников — умению говорить, писать, понимать услышанное и прочитанное. Знание системы языка, правил написания языковых единиц становится необходимым для овладения средствами выражения собственных мыслей и чувств говорящего и средствами понимания собеседника.
Язык — это код, с помощью которого люди оформляют свои представления, мысли и чувства. Код — это набор знаков, который может быть простым или сложным, известным многим людям или только небольшому кругу посвященных, но без знания его законов не может состояться передача информации.
Язык часто называют сокровищницей культуры, так как только благодаря знаковой системе, принятой проживающим на одной территории народом, сохраняется и передается то наследие, которое вырабатывается тысячелетиями: умирают люди — носители знаний и умений, но остаются написанные и(или) сделанные ими произведения, по которым можно восстановить их знания и умения.
Родной язык — явление уникальное. По образному выражению В. Гумбольдта, «язык — дух народа, в каждом языке заложено самобытное миросозерцание». Обучая детей умению вникать в смысл той или иной языковой единицы, мы, учителя, можем предоставить школьникам возможность почувствовать не только свою индивидуальность, но и показать особенности восприятия мира русскими людьми.
Только научившись понимать духовную красоту своего народа, выраженную в языке, и тем самым ценить родную речь, дети могут овладеть тем культурным наследием, которое люди веками сохраняли в словах. Еще Ф. И . Буслаев писал, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что учить одному, значит, вместе с тем и развивать духовные способности учащихся».
Как же помочь ребенку войти в мир родного языка и стать носителем духовных ценностей? Рассмотрим основную единицу языка — слово. Оно является особой формой отражения действительности. Это значит, что человек, с одной стороны, может с помощью органов чувств воспринимать предметы и ситуации окружающего мира, с другой — строить образы объектов, отношений и качеств, которые обозначаются словами. С помощью языка человек получает новое поле деятельности — свое сознание. Так, дошкольник может воспринимать объекты окружающего мира и составлять о них представления. В процессе начального обучения языку развиваются мыслительные способности ребенка. Если к школьному возрасту ребенок воспринимал слова целостно, вместе с их значением и обозначаемым предметом, не разделяя внутренней и внешней стороны, то в процессе обучения его мышление приобретает характер обратимости, и он научается строить понятие.
Если принять во внимание, что слово, являясь единицей языка, содержит в себе обобщение как своеобразный способ отражения действительности в сознании, то овладение словами предполагает овладение обобщением как мыслительным приемом.