Методические материалы, статьи

Новые подходы к обучению биологии.

Национальный проект «Образование» ориентирует педагогов на качественное обучение, воспитание и развитие личности учащихся. Результатом воспитания является накопленный ими социальный опыт, сформированная система признанных обществом ценностей, необходимых в жизни. Развитие предполагает освоение учащимися внутреннего, индивидуально-психического, внешнего, общечеловеческого потенциала с конкретными изменениями способностей и разных аспектов направленности личности — потребностей, установок, мотивов и идеалов. Важную роль в воспитании и особенно в развитии личности играет обучение. Как целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, освоения способов действия, накопления опыта ценностного и творческого отношения к различным объектам при взаимодействии учащихся с учителем обучение в зависимости от возникающих социальных требований, новых идей и подходов обогащается и совершенствуется.

Реализация игрового аспекта деятельности должна обеспечивать получение учащимися умений общаться, овладевать способами самообразования, пропаганды идеи сохранения природы и поддержания здоровья. Для этого тематика игр должна быть связана с поиском решений проблемы улучшения состояния среды обитания живых существ, включая человека, интересной и значимой в образовательном плане на основе привлечения образованных людей с высокими гражданскими идеалами и морально-волевыми качествами. В сфере игровой деятельности открываются широкие возможности для творческого роста учащихся. У них возникает возможность собирать и анализировать информацию об объектах живой природы, составлять выступления от имени специалистов, формулировать вопросы, аргументировать и отстаивать свои позиции. Особое значение имеют выступления, в структуру которых включают материалы, полученные лично учащимися при исследовании живой природы в местности своего проживания.

Коммуникативный аспект деятельности выступает как интегративный фактор познания, игры, труда и культуры отношения к природе. При этом коммуникация, или общение, обеспечивает взаимодействие учащихся в коллективной работе при реализации ими общественных, личностных, психологических отношений и использование специфических средств, прежде всего языка (А. А. Леонтьев, 1999). Общение в сфере биологического образования порождается потребностями совместной деятельности учащихся, реализуемой в ходе познания различных объектов живой природы. Общение включает три взаимосвязанных процесса — коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию. Для того чтобы общение реализовалось во всех трех его проявлениях при обучении биологии, важно создавать определенные условия. Первое из них — актуализация мышления и поведения, когда необходимо думать, говорить, действовать. Второе — стимулирование эмоционального состояния, повышение уровня мотивации и творчества. Третье — создание ситуации обязательного речевого взаимодействия. Четвертое — ориентация обучения на психическое развитие учащихся (переключаемость внимания, анализ, аргументация и преобразование используемой информации, оптимальное ее выражение, культура речи и отношений между партнерами).

При обучении биологии это важно. Суть же гуманитаризации образования заключается в другом, а именно в приобщении учащихся к духовной культуре, творческой деятельности и методологии нового открытия.

При обучении биологии важно, чтобы учащиеся могли пользоваться эмпирическими и теоретическими методами познания живых систем, чтобы у них сложилось целостное представление о природе и естественных взаимосвязях, обеспечивающих ее деятельное функционирование. Сформированные этические отношения побуждают их к проявлению изначального чувства единения человека с природой, сочувствия и сострадания ей, привязанности и любви ко всему живому. Важным в этом смысле является раскрытие значения понятий об антропоморфизме и персонификации явлений природы. В народных произведениях разных жанров всегда осуществлялся перенос человеческих качеств и свойств на компоненты среды обитания. Они одухотворялись и наделялись нравственными чертами и признаками человеческой психики. Такой нравственный антропоморфизм не только сближает человека с окружающей средой, но и учит жить в соответствии с ее закономерностями, не ставить себя выше природы, не отрываться от нее и черпать из нее естественные установки, имеющие нравственный смысл.

М. Якунчев



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005