Методические материалы, статьи

Наглядность и ТСО на вузовских занятиях по русскому языку. Часть 7.

Нужно сказать, что за два десятилетия с момента этой публикации в использовании на занятиях со студентами экранной наглядности мало что изменилось. Значительно больше внимания в этой аудитории уделяется использованию в учебных целях компьютерных программ.

На первый взгляд называть компьютерную наглядность зрительно-слуховой можно только условно. Но на самом деле для этого есть веские основания.

1. Все без исключения разработчики компьютерных программ отмечают, что общение с компьютером происходит в форме диалога, когда собеседник компьютера про себя, а иной раз и вслух моделирует устный диалогический обмен репликами, как инициативными, так и рецепционными.

2. Речевая деятельность некоторых моделей компьютеров может осуществляться в звуковой форме.

3. И наконец, опыт использования компьютерных программ и в школе и в вузе показывает, что в компьютерном кабинете их дополняют другие ТСО, в том числе демонстрирующие и звуковую наглядность.

Какова технология общения обучающегося с компьютером?

Получив задание по заложенной в компьютер программе, школьник или студент выполняет его, набирая на клавишах нужные речевые реакции. Или, наоборот, задает вопрос и получает ответ на экране дисплея.

Большая эффективность компьютера в процессе обучения неоспорима.

Прежде всего, он обучает каждого школьника или студента в отдельности и имеет возможность общаться с ним в отсутствие преподавателя.

Значительный объем памяти компьютера позволяет ему хранить и оперативно использовать большие объемы информации в самой различной форме. Это и формулировки вопросов и заданий, и тексты упражнений, и различные примеры, справки, пояснения, решения и т. д. Современный компьютер способен, за одну секунду совершать сотни тысяч и даже миллионы операций. Поэтому обычно через 1-3 секунды он может реагировать на вопрос или ответ своего живого собеседника.

В отличие от других ТСО обучающее компьютерное устройство способно не только предъявлять учебный материал и однозначно реагировать на речь обучающихся, но и анализировать и оценивать работу своих «собеседников».

Однако все такие речевые действия у компьютера могут быть только в рамках заложенной программы. Беседовать с обучающимся вне рамок этой программы он пока не способен. Ему не по силам вне программы понимать нашу речь и общаться с нами не через дисплей, а непосредственно.

Кроме того, трудности использования компьютеров в средней и высшей школе вызваны еще и недостаточным обеспечением этими ТСО, а также большими затратами времени на подготовку и составление компьютерных программ.

Видимо, преподаватель должен получать готовые компьютерные программы из публикаций специалистов по компьютерной технике, которые в то же время являются квалифицированными лингвистами.

Попытки создать такие обобщающие пособия для русскоязычных подростков и еще чаще — для иностранцев, изучающих русский язык, уже делались. В то же время монографические издания, обобщающие опыт создания и реализации компьютерных программ для вузовских курсов лингвистических дисциплин, к сожалению, пока еще отсутствуют.

А между тем в журнальных публикациях такой опыт, несомненно, заслуживает внимания преподавателей-русистов.

Так, Л. Г. Лисицкая составила «компьютерные программы, способные осуществить контроль и самоконтроль за уровнем усвоения норм литературного языка».

Синхронно по курсу культуры речи она использовала звукозапись, видеозапись рекламы диетпласта для выявления речевых и стилистических ошибок, а также фрагменты из кинофильма «Весна», где нужно было проанализировать «безграмотности» халтурщика-консультанта Бубенцова.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005