Методические материалы, статьи

Наглядность и ТСО на вузовских занятиях по русскому языку. Часть 6.

Популярностью в практике учителей пользуются графические средства динамической зрительной наглядности. В обиходе их называют подвижными таблицами и схемами-таблицами, в которых один языковой или речевой материал можно заменять другим.

Преимущество таких средств перед статичной наглядностью очевидно. Во-первых, сменяемость материала в них увеличивает его концентрацию. За короткое время в подвижной таблице можно демонстрировать такое количество единиц языка, которое невозможно уместить в статичной. Во-вторых, в динамичных таблицах можно почти без ограничений комбинировать однотипный и разнотипный материал. И это позволяет продуктивнее использовать такую наглядность и при получении знаний, и в процессе речевой тренировки.

В методической литературе 60-80-х годов XX века описаны приспособления для демонстрации различных динамических таблиц на уроках русского языка1. Нужно признать, что такие устройства особенно популярны в условиях начальной школы. В средней, а тем более в высшей они справедливо считаются чрезмерно упрощенными и поэтому неэффективными.

Другое дело — такое техническое средство для представления и статичной и динамичной зрительной наглядности, как кодоскоп, или графопроектор. Это прибор, который предназначен для демонстрации изображения на движущейся прозрачной пленке или таких же прозрачных транспарантах (диапозитивах). Изображение на пленку наносится фломастером. Увеличенное во много раз, оно передается на освещенный экран или классную доску. Затемнение при этом не требуется.

На лекциях и практических занятиях по современному русскому языку и другим лингвистическим дисциплинам в принципе целесообразно демонстрировать любую графическую наглядность, и в особенности такую, которая связана с трансформацией и модификацией языковых форм. Это различные парадигмы склонений и спряжений, мена слов при замене в них сильных или слабых фонем, демонстрация словообразовательных гнезд или словообразовательных типов, синтаксические парадигмы или синтаксическая синонимия и т. д.

Подробнее о технологии использовании кодоскопа (графопроектора) можно узнать из специальной методической литературы.

Зрительно-слуховые средства наглядности и ТСО в условиях высшей школы. Такие средства по праву считаются самыми эффективными прежде всего потому, что они синхронно воздействуют на зрительный и слуховой рецепторы и анализаторы. Из таких средств на уроках в средней школе распространены учебные кинофильмы и учебные телепередачи, все большую значимость приобретают специальные видеофильмы.

Для демонстрации зрительно-слуховой экранной наглядности используется соответствующая аппаратура.

В вузовской аудитории на занятиях по русскому языку и другим лингвистическим дисциплинам средства экранной наглядности сравнительно редки и малоупотребительны. По-видимому, это вызвано, с одной стороны, их преимущественно коммуникативно-речевым назначением, а с другой — тем, что они для разработки своих программ среди ученых-лингвистов просто не находят авторов.

Это отмечается в публикациях по методике использования ТСО в высшей школе педагогического профиля: «В практике вузовского преподавания лингвистических дисциплин крайне редки учебные фильмы...» Поэтому заслуживает одобрения опыт создания учебного кинофильма «Живой как жизнь», который «повествует о литературном языке и диалектах и поэтому «великолепно вписывается в лекцию о группировке русских говоров».

М. Успенский



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005