Методические материалы, статьи

Наглядность и ТСО на вузовских занятиях по русскому языку. Часть 3.

Лингафонное устройство дает возможность:

  • индивидуализировать учебный процесс, когда каждый может самостоятельно, но под контролем преподавателя работать над учебным материалом;
  • проводить одновременную работу по нескольким обучающим или контролирующим программам;
  • обеспечить одновременное участие в работе по звукозаписи всего коллектива учащихся;
  • прослушивать свою речь, выявлять ее особенности и недостатки и корректировать ее.

Все особенности использования звукозаписи связаны с возможностями устройств для записи и демонстрации звуковой речи, являясь общими для средней и высшей школы. Однако у вузовских занятий в этом плане есть своя специфика.

На лекционных, практических и иных вузовских занятиях по русскому языку и смежным лингвистическим дисциплинам звукозапись в основном используется с познавательными целями для иллюстрации:

  • образцового произношения в соответствии с нормами современного русского, древнерусского, старославянского, а также других языков мира, с которыми производятся межъязыковые сопоставления;
  • различных отклонений от правильной устной русской речи;
  • особенностей полного и неполного произносительных стилей языка;
  • произносительной специфики различных диалектов русского языка;
  • «узаконенных» (в узусе) расхождений в произношении отдельных звуков русского языка (произносительные варианты звуков, различное произношение некоторых согласных в «московском» и «ленинградском» вариантах и т. д.).

На практических занятиях в обычной аудитории или в лингафонном кабинете может записываться и речь самих студентов. Но опять же обычно не столько для формирования соответствующих умений и навыков, сколько для иллюстрации произносительной нормы или отклонений от нее.

Зрительная наглядность на лекциях и практических занятиях. То, что воспринимается зрительным анализатором, по праву считается наиболее типичным для реализации принципа наглядности обучения. Не случайно в наиболее узком значении наглядность понимается именно как зрительное восприятие. Зрительная наглядность бывает предметно-объемной и плоскостной.

Первая (муляжи, предметы быта, чучела птиц и животных и пр.) на вузовских занятиях по русскому языку и другим лингвистическим дисциплинами применяется крайне редко. Примером употребления таких средств служит демонстрация раритетов, когда преподавателю истории русского языка или исторической грамматики удается показать студентам рукописную древнерусскую книгу.

Более распространенной для всех учебных дисциплин как в средней, так и в высшей школе является плоскостная наглядность, которую принято делить на графическую и изобразительную.

К графическим средствам наглядности относятся таблицы, схемы, графики, диаграммы, текстовые фрагменты (например образцы функциональных стилей речи или фрагменты из древнерусских книг), образцы деловых документов и т. д.

На занятиях по русскому языку, в том числе и вузовских, широко распространены таблицы и схемы.

Вербальные таблицы могут быть широкоформатными и узкоформатными. Широкоформатные предназначены для всего класса или курса, а на групповых занятиях — для всей группы. Узкоформатные, которые обычно помещены в учебниках и пособиях, для этой цели могут использоваться, если все школьники или студенты имеют эти пособия или есть возможность и целесообразность их дублировать широкоформатно, проецируя, например, с помощью графопроектора (кодоскопа) или эпидиаскопа.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005