Наглядность и ТСО на вузовских занятиях по русскому языку. Часть 1.
Термин «наглядность» в современной педагогике и предметных методиках принято понимать в широком значении — как то, что воспринимается не только зрительно, но и другими органами чувств. Отсюда правомерным считается сочетание «слуховая наглядность». К зрительной и слуховой наглядности, которая используется в учебных целях, примыкают технические средства обучения (ТСО) и учебные пособия.
Между этими тремя разновидностями учебных средств не всегда можно провести четкую грань. Иногда они могут частично совмещаться и даже полностью совпадать. Например, такие средства зрительной наглядности, как транспарант или муляж, можно считать и учебными пособиями. А транспарант к тому же является принадлежностью для работы графопроектора (кодоскопа), который относится к техническим средствам обучения.
Использование в учебном процессе средств наглядности является реализацией принципа наглядности обучения, впервые обоснованного Я. А. Коменским и в дальнейшем развитого И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими выдающимися педагогами.
Классифицировать средства наглядности принято по разным основаниям. По специфике представляемого материала наглядность делится на языковую (словесную) и неязыковую. По способу представления материала различают наглядность статичную и динамичную. Наряду с внешней наглядностью выделяют внутреннюю.
И наконец, наглядность в зависимости от восприятия органами чувств может быть зрительной (визуальной), слуховой (звуковой, аудитивной), зрительно-слуховой (аудиовизуальной) и в принципе даже мышечно-двигательной, вкусовой и осязательной. Понятно, что на занятиях по языку практическое значение имеют первые три вида «чувственной» наглядности.
Именно это деление наглядных средств и соответствующих ТСО по участию тех или иных органов чувств наилучшим образом позволяет показать уместность употребления этих средств в различных ситуациях обучения.
Конечно, помимо методической специфики, связанной с доминированием тех или иных органов чувств и общей для разнопредметных дисциплин, своеобразие представления наглядности и ТСО определяется и особенностью самой учебной дисциплины, и статусом учебного заведения, в данном случае высшей школы.
К этому необходимо будет привлечь внимание при характеристике слуховых, зрительных и зрительно-слуховых средств наглядности.
Назначение наглядности и ТСО. Их место в процессе преподавания русского языка. В лингвометодической литературе принято различать две учебные функции наглядности и ТСО: быть источником информации и средством управления учебным процессом. Эти же функции им свойственны и в условиях высшей школы, однако с некоторым смещением функциональных акцентов.
При обучении русскому языку иностранцев, а также русскоязычных школьников большое значение имеет представление средств наглядности для формирования речевых умений и навыков.
На вузовских занятиях по русскому языку и другим лингвистическим дисциплинам, где наибольшую значимость имеет лингвистическая компетенция студентов и лишь во вторую очередь — языковая, — значительно сужается роль наглядных средств, которые предназначены для формирования коммуникативно-речевых навыков студентов.
Например, если для иностранцев и в значительной мере для русскоязычных школьников диафильм обычно демонстрируется для их речевого развития, то для студентов — будущих русистов это, как правило, избыточно.
Основное назначение наглядности и ТСО в таких условиях — иллюстрация, уточнение и конкретизация тех профессиональных знаний и умений, которые необходимы для будущих учителей русского языка в средней школе.