Методические материалы, статьи

Наглядность и ТСО на вузовских занятиях по русскому языку. Часть 1.

Термин «наглядность» в современной педагогике и предметных методиках принято понимать в широком значении — как то, что воспринимается не только зрительно, но и другими органами чувств. Отсюда правомерным считается сочетание «слуховая наглядность». К зрительной и слуховой наглядности, которая используется в учебных целях, примыкают технические средства обучения (ТСО) и учебные пособия.

Между этими тремя разновидностями учебных средств не всегда можно провести четкую грань. Иногда они могут частично совмещаться и даже полностью совпадать. Например, такие средства зрительной наглядности, как транспарант или муляж, можно считать и учебными пособиями. А транспарант к тому же является принадлежностью для работы графопроектора (кодоскопа), который относится к техническим средствам обучения.

Использование в учебном процессе средств наглядности является реализацией принципа наглядности обучения, впервые обоснованного Я. А. Коменским и в дальнейшем развитого И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими выдающимися педагогами.

Классифицировать средства наглядности принято по разным основаниям. По специфике представляемого материала наглядность делится на языковую (словесную) и неязыковую. По способу представления материала различают наглядность статичную и динамичную. Наряду с внешней наглядностью выделяют внутреннюю.

И наконец, наглядность в зависимости от восприятия органами чувств может быть зрительной (визуальной), слуховой (звуковой, аудитивной), зрительно-слуховой (аудиовизуальной) и в принципе даже мышечно-двигательной, вкусовой и осязательной. Понятно, что на занятиях по языку практическое значение имеют первые три вида «чувственной» наглядности.

Именно это деление наглядных средств и соответствующих ТСО по участию тех или иных органов чувств наилучшим образом позволяет показать уместность употребления этих средств в различных ситуациях обучения.

Конечно, помимо методической специфики, связанной с доминированием тех или иных органов чувств и общей для разнопредметных дисциплин, своеобразие представления наглядности и ТСО определяется и особенностью самой учебной дисциплины, и статусом учебного заведения, в данном случае высшей школы.

К этому необходимо будет привлечь внимание при характеристике слуховых, зрительных и зрительно-слуховых средств наглядности.

Назначение наглядности и ТСО. Их место в процессе преподавания русского языка. В лингвометодической литературе принято различать две учебные функции наглядности и ТСО: быть источником информации и средством управления учебным процессом. Эти же функции им свойственны и в условиях высшей школы, однако с некоторым смещением функциональных акцентов.

При обучении русскому языку иностранцев, а также русскоязычных школьников большое значение имеет представление средств наглядности для формирования речевых умений и навыков.

На вузовских занятиях по русскому языку и другим лингвистическим дисциплинам, где наибольшую значимость имеет лингвистическая компетенция студентов и лишь во вторую очередь — языковая, — значительно сужается роль наглядных средств, которые предназначены для формирования коммуникативно-речевых навыков студентов.

Например, если для иностранцев и в значительной мере для русскоязычных школьников диафильм обычно демонстрируется для их речевого развития, то для студентов — будущих русистов это, как правило, избыточно.

Основное назначение наглядности и ТСО в таких условиях — иллюстрация, уточнение и конкретизация тех профессиональных знаний и умений, которые необходимы для будущих учителей русского языка в средней школе.

М. Ушинский



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005