Методические материалы, статьи

Мотивация учебной деятельности учащихся. Часть 2.

Приоритетное значение в становлении познавательного интереса имеют такие аспекты содержания биологического материала, как исторический, практическое значение знаний, современные научные достижения и необычные биологические явления.

Важным являются разъяснение и выяснение самими учащимися практического значения биологических знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека, а также хозяйственной деятельности страны. Например, при изучении биологии в 6 классе мотивацией учебной деятельности может служить опора на знания и умения, приобретенные учащимися по возделыванию различных растений на своих огородах, дачных и садовых участках. На основе актуализации знаний об условиях и факторах получения высоких урожаев они убеждаются в необходимости усвоения теоретического материала. Особое значение обобщенные знания об организме человека, его нормальном функционировании и влиянии на него социальных, экономических и экологических факторов имеют для поддержания здоровья и организации здорового образа жизни. Усвоение знаний в области цитологии может выступать как мотив к познанию генетических закономерностей, способствующих воспроизводству здоровых поколений.

В опыте работы учителей биологии накоплен богатый материал по ознакомлению с профессиями, для которых необходимы знания о живых системах. Перечень этих профессий достаточно широк — от физиологов, ботаников, зоологов (ихтиологов, орнитологов, герпетологов и др.) до агрономов, зоотехников и медицинских работников. Практически на каждом уроке биологии можно показывать общественную ценность биологических знаний и связанных с ними способов деятельности в современной жизни, указывать на их культурную роль и одновременно подчеркивать личностную значимость. В последнее время стали особенно востребованы профессии, связанные с развитием таких сфер биологии, как инженерная физиология, инженерная энзимология, тканевая и клеточная инженерия, микробиологический анализ ферментов, антибиотиков и гормонов, создание и хранение качественных пищевых добавок — красителей, загустителей, ароматизаторов, клонирование живых систем.

Биология обладает достаточными возможностями для акцентирования внимания учащихся на необычных фактах, явлениях и феноменах живой природы. Она использует метафоры, ассоциации, все то, что побуждает к активному мышлению, вызывает чувство нового, интерес к новому, стимулирует эмоциональную и полевую сферы и в итоге пробуждает любовь к знаниям. Любовь к знаниям, как известно, лежит в основе мотивационной сферы учения. Такие вопросы, как явления митоза и мейоза, передача наследственной информации от предков к потомству, приспособление к среде различных живых существ, возникновение жизни на Земле, происхождение человека, причины проявления болезней, вызывают большой интерес у учащихся, который выступает основой мотивации учения.

Привлекательным для учащихся является материал об истории становления и развития биологической науки. Использование принципа историзма может выступать как фактор формирования мотивов в процессе обучения. Этот принцип в последнее время все больше актуализируется в связи с гуманитаризацией содержания школьной биологии, способствующей повышению культуры познания живых объектов. Поэтому во всех вариантах новых программ по биологии обращается внимание на рассмотрение достижений биологии в контексте их прошлого, настоящего и будущего. Это относится в первую очередь к раскрытию сущности теоретических обобщений — эволюционной, клеточной теории, хромосомной теории наследственности, учения о биосфере, теории антропогенеза и гипотезы о происхождении жизни на Земле. Например, теория Ч. Дарвина развернула принцип историзма. Ее биологическими предпосылками были линнеевская систематика с соподчиненностью таксонов, идеалистическая морфология, ламарковские представления о постепенном усложнении видов и прогрессивном направлении эволюции. Осмысление этих и других явлений позволило ученому «пережить» ортодоксальный креационизм, идеи скачкообразной и постепенной эволюции и «подойти» к обоснованию теории естественного отбора. Она, как известно, обогащенная генетическими, эволюционными и цитологическими представлениями, открывает широкую перспективу для дальнейшего развития новых аспектов теоретической и практической биологии — управляемой эволюции, коэволюции, селекции высокопродуктивных сортов и пород, воспроизводство редких и исчезающих видов.

Таким образом, само содержание школьной биологии — мощная мотивационная база учения школьников.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005